ному безысходному состоянию Павла Петровича, которому "жить… тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает".
Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется

описанием "славного, свежего" утра: "…маленькие пе-стрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков".
Мастерство Тургенева художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.
Базаров - главный герой романа. Это противоречивая личность: с одной стороны - всё отрицающий нигилист, но в то же время - скрытый романтик, в чём боится признаться даже самому себе. В одном из разговоров с Аркадием Базаров замечает, что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник", а всякое другое её восприятие "пустяки". Он считает, что в окружающем мире нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень и акацию называет "добрыми ребятами" и искренне, по-хозяйски радуется, что принялась берёзовая роща - природа должна приносить пользу, в этом её назначение.
Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.
Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров сам попадает в рабство к низшим стихийным силам природной "мастерской". Он даже завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право "не призывать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный". В горькую минуту жизни даже чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, аномалией, отрицаемой "естест-венными" законами природы.
Вероятно, были в глубинах его души ростки романтиз-ма, которые Евгений не смог заглушить. Мы видим их, когда он влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил мечтателя в самом себе. В этот момент нигилист ищет рядом с природой одиночества, "ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса и её и себя". Базаров ненавидит свой "глупый романтизм", презира-ет его.
Трудный, внутренний процесс познания истинной люб-ви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Евгения. Это на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась "раздражитель-ной", это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными. Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир.
С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев зарождающееся чувство любви двух героев: Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж морозного зимнего дня их свадьбы: "Стояла белая зима с плотными, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, свежими, словно укушенному безысходному состоянию Павла Петровича, которому "жить… тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает".
Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется

описанием "славного, свежего" утра: "…маленькие пе-стрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков".
Мастерство Тургенева художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.
Базаров - главный герой романа. Это противоречивая личность: с одной стороны - всё отрицающий нигилист, но в то же время - скрытый романтик, в чём боится признаться даже самому себе. В одном из разговоров с Аркадием Базаров замечает, что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник", а всякое другое её восприятие "пустяки". Он считает, что в окружающем мире нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень и акацию называет "добрыми ребятами" и искренне, по-хозяйски радуется, что принялась берёзовая роща - природа должна приносить пользу, в этом её назначение.
Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.
Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров сам попадает в рабство к низшим стихийным силам природной "мастерской". Он даже завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право "не призывать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный". В горькую минуту жизни даже чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, аномалией, отрицаемой "естест-венными" законами природы.
Вероятно, были в глубинах его души ростки романтиз-ма, которые Евгений не смог заглушить. Мы видим их, когда он влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил мечтателя в самом себе. В этот момент нигилист ищет рядом с природой одиночества, "ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса и её и себя". Базаров ненавидит свой "глупый романтизм", презира-ет его.
Трудный, внутренний процесс познания истинной люб-ви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Евгения. Это на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась "раздражитель-ной", это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными. Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир.
С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев зарождающееся чувство любви двух героев: Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж морозного зимнего дня их свадьбы: "Стояла белая зима с плотными, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок".