События в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"(1866г.)
разворачиваются в Петербурге. Многие писатели обращались к этому городу в своих
произведениях, но если, например, Пушкин писал:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
то Достоевский в конце жизни в записной тетради(1881г.) написал:
Люблю тебя, Петра творенье.
Виноват, не люблю его.
"На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка,
леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому
петербуржцу..."- так автор изображает перед читателями город в самом начале
романа "Преступление и наказание".Он подробно описывает толпы пьяных на улицах,
вонь из распивочных, а также своего героя - Родиона Романовича Раскольникова,
который живёт среди этого смрада.
Было два Петербурга: парадный - город дворцов и театров, музеев и галерей и
Сенная площадь с её улочками и закоулками, наполненными беднотой, грязными
трактирами, полными пьяных. Когда Достоевский писал "Преступление и наказание",
он жил в том районе города, где селились мелкие чиновники, ремесленники,
торговцы, студенты. Именно в этом районе он поселил Раскольникова, в Столярном
переулке, где когда-то жил сам. Свои ощущения о Петербурге автор передал герою
романа "Подросток", которому не раз представлялось, как вместе с утренним
туманом поднимется и уйдёт "весь этот гнилой, склизлый город, и останется, как
прежде, финское болото, а посреди него - "бронзовый всадник на жарко дышащем
коне".
В описании Петербурга в "Преступлении и наказании" преобладают два цвета:
жёлтый и зелёный. Жёлтые обои в комнатах, жёлтые лица героев, зелёный платок у
Сони - всё это создаёт впечатление какой-то болезненности города. Более того,
жёлтый дом - сумасшедший дом; люди, живущие в городе, где "закрыты все
форточки" постепенно теряют рассудок. Эта болезненная атмосфера душит и давит
на Раскольникова, провоцируя преступление.
В больном городе у главного героя рождается не менее больная теория: он делит
людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих"."Право имеющие" могут перешагнуть
через смерть одного или нескольких человек ради достижения своих целей;
Раскольников причисляет себя к таким людям, хотя впоследствии понимает, что он
- "тварь дрожащая".
В романе прослеживается цепь случайных событий, которые, следуя одно за
другим, подталкивают героя к совершению преступления. Случайно он слышит
рассуждения студента о том, что можно было бы убить старуху и потратить её
деньги на благие дела; случайно узнаёт, что она будет совершенно одна вечером;
случайно дворника не оказалось в комнате, и Раскольников беспрепятственно взял
топор и прошёл незамеченным к дому Алёны Ивановны...Эти случайности можно
перечислять очень долго, но они подтверждают, что Раскольников должен был
совершить преступление. Ему необходимо было это сделать, чтобы излечиться от
болезни, чтобы уехать из города, читься от
болезни, чтобы уехать из города, чтобы понести наказание. Случайные события,
происходящие в городе подталкивают Раскольникова к совершению убийства, потому
что только так он мог понять болезненность своей теории. По сути они
подталкиваю его не к убийству, а к самоубийству, чтобы потом он мог воскреснуть.
Петербург в романе выступает не только как социальный фон, на котором
разворачиваются события, но и как отдельный герой. Как и многие герои романа,
он двойствен: с одной стороны - парадный город, с другой - Сенная площадь с
грязными распивочными, нищенством и запустением. Достоевский считал, что большой
город - это дьявольское создание цивилизации, т.к. имеет на душу человека
особое, пагубное влияние. Он полностью подтвердил свою мысль в романе
"Преступление и наказание".