Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, — один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего
мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с
музыкой, цветами, танцами, государем, «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых
руках и шеях».
Внешний облик самого бала — это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, «царица
Петербурга, графиня Безухова», «танцор-адъютант, начавший бал», — все это, «смешавшееся в одну блестящую процессию». Но
это не просто обыкновенный петербургский бал — это «первый бал Наташи Ростовой», на котором мы встречаем сразу всех
основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера.
Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на
этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во
взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути, которых не раз пересекутся. Князь Андрей сыграет
немаловажную роль в судьбе Наташи.
Бал — одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним
Бориса Друбецкого — первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не
воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней «Борис перестал бывать у Ростовых». В этом есть некая
символичность: Наташа, отвергая Бориса, одновременно с этим оставляет в прошлом свое детство.
Эпизод бала следует рассматривать как переходный. Автор всячески подчеркивает еще детское возбужденное состояние
Наташи, не раз используя в ее описании слово «девочка» и изображая ее с «благодарной детской улыбкой». Толстой
подчеркивает, что именно это состояние «более всего шло к ней». Именно такую Наташу, «с ее удивлением, радостью и
робостью, и даже с ошибками во французском языке», полюбил князь Андрей.
Автор дает нам возможность сравнить главную героиню «с царицей Петербурга» — Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с
ее «худыми руками и плечами», «неопределенной грудью», не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей,
поскольку в ней было то, что «не имело на себе общего светского отпечатка».
Но «девочкой» Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: только ребенку присущи настолько сильные чувства,
переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает «на той высшей ступени счастья,
когда он делается вполне добр и хорош, и не верит в возможность несчастья, зла и горя». «Выражение лица Наташи, готовое
на отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств» и помогало читателю проникать во внутренний мир
главной героини.
Автор мастерски изображает переживания Наташи, Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с
описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал, и Наташа впервые представляет, что ей предстоит
увидеть и пережится с
описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал, и Наташа впервые представляет, что ей предстоит
увидеть и пережить. «То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не
сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты, — психологический комментарий автора здесь очень
выразителен». И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.
Когда Ростовы приехали на бал, «хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одно и то же, так
же встретили и Ростовых». И «две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели». «Но
невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе» и вспомнила, «может быть, все свое золотое невозвратное
девичье время и свой первый бал». Толстой снова выделяет Наташу, чувства которой понятны другим людям.
Когда танцевали польский и Наташа не была приглашена, получилось так, что каждый из мужчин, сыгравших или игравших в
будущем важную роль в жизни Наташи, не заметил ее: «Князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно, их не
узнавая, красавец Анатоль взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стену, Борис два раза прошел мимо и
«всякий раз отворачивался». А когда «адъютант-распорядитель» и красавица Элен танцевали первый тур вальса, мы невольно
вместе с Наташей переживали, что не она сейчас танцует.
Благодаря мастерству Толстого-писателя, мы видим фальшь светского общества во время бала. Автор отмечает, что при
появлении государя воспитанные люди, принадлежавшие к высшему свету, забывают о правилах хорошего тона. «Какой-то
молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими
совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед». Эту картину можно сравнить со сценой
на площади в Кремле, когда огромная толпа народа собралась посмотреть, как «царь-батюшка» проходит «из дворца в
Успенский собор», ведь недаром Толстой говорит: «Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая
направо и налево, так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара».
Необходимо обратить внимание на то, что на балу присутствуют все три главных героя романа: Андрей Болконский, Пьер
Безухов, Наташа Ростова. Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая взгляды светского общества, и
Наташа, через которую в данном случае Толстой выражает свое отношение к этим персонажам. Пьер для высшего света — «шут
гороховый», а князь Андрей — грубиян, который «с дамами обращаться не умеет». В то же время Наташа с радостью смотрит на
знакомое лицо Пьера и говорит о нем как об «очень хорошем». А в князе Андрее мы видим не только реформатора, который «с
Сперанским какие-то проекты пишет», но и человека с большой душой, который сумел разглядеть в «трепещущей» Наташе
огромный внутренний мир, остроту чувств, внутреннюю силу.
Когда князь Андрей танцевал с Наташей «один из веселых котильонов перед ужином», он напомнил ей об их встрече в
Отрадном.