Стихотворение «Незнакомка» написано в 1906 году. К этому времени поэт поменял свое мировоззрение, и тема
любви стала изображаться несколько иначе, чем раньше в его творчестве. В начале века Блок, как и многие поэты
того времени, увлекся философией Ф. Ницше, которая трактует развитие истории и цивилизации в цикличности. Это
совсем отличается от философии В. Соловьева с его идеей «вечной женственности», влиявшей на ранние
стихотворения А. Блока. Ницше сопоставляет две силы: «дионисиевскую» (необузданная энергия, первобытная сила)
и «аполлоническая» (то, что называется искусством — строгие формы, каноны.) По мнению Ницше, культура
развивается циклически, а это значит, что на смену обветшалой «аполлонической» культуре должны прийти дикие
орды, которые разрушают цивилизацию, уничтожает все моральные и нравственные принципы, ею созданные и
навязанные людям, но дадут новый толчок развитию культуры, так как несут новый потенциал «дионисиевского».
Таким образом, для Блока остро встает проблема Добра и Зла, двух миров, что отчетливо слышится в его
«Незнакомке». Уже в первом четверостишии поэт сопоставляет эти миры.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Весна — привычный для всех смысл жизни, начало чистого пути, скорее воскрешения, стихотворение пропитано
духом тления и разложения.
В первой части стихотворения поэт дает описание реальной действительности, и в этих картинах
повседневности прослеживается сарказм:
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И снова поэт показывает красивое и некрасивое, а точнее — некрасивое в красивом.
Во второй части стихотворения появляется образ прекрасной незнакомки. Да, именно образ «иль это только
снится мне». И все остальное описание незнакомки дается фрагментами:
Девичий стан, шелками охваченный,
В туманном движется окне.
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю на темную вуаль….
Как не странно, более или менее отчетливый образ незнакомки представляется читателям не в течение
прочтения стихотворения, а уже после него. Как будто на самом деле вспоминаешь прекрасный добрый сон. Здесь
возникает вопрос: а не та ли это прекрасная дама, которой посвящались ранние стихи?!
Образ утратился, но все-таки присутствует. Автор подчеркивает вечное существование людей даже в том
хаосе, который присутствует в душе и в окружающем мире поэта. У Блока остается надежда на то, что любовь, и
только она, расставит все на свои места. И эту надежду поэт видит в синих бездонных глазах незнакомки, будто бы
смотрит через них вдаль. Интересно, что тему любви Блок проводит на фоне всеобщего пьянства, возможно, потому,
что в таком состоянии все кажется ярче и острее. Тогда понятны последние слова:
Ты право, пьяное чудовище,
Я знаю истина в вине.
Во всем стихотворении чувствуется одиночество и отчуждение, причем одинок и сам авто, выступающий
лирическим героем, и та прекрасная нении чувствуется одиночество и отчуждение, причем одинок и сам авто, выступающий
лирическим героем, и та прекрасная незнакомка. Поэт не может выйти из мира пошлости, но возникающий в его сне
образ женщины все-таки ведет его за собой. И это говорит о том, что вера поэта в вечную любовь жива.
Основная мысль «Незнакомки» заключается в том, что раздвоенность человека и среда, в которой он
пребывает, несоизмеримы с мечтой о «жизни прекрасной, свободной и светлой», общество недостойно быть
носителем этой мечты, и образ остается невоплощенным. И это приравнивается автором к падению женственности.