карандышев

Действие драмы А.Н.Островского «Бесприданница» происходит в 70-е годы XIX века в большом городе Бряхимове, на Волге. Писатель показывает, как в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия молодой девушки, живущей по законам «горячего сердца». Лариса Огудалова красива, талантлива, ее окружает множество поклонников. Каждый из них играет определенную роль в ее судьбе. И Кнуров, и Вожеватов имеют отношение к гибели Ларисы. Однако Паратов и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропасти. Паратов жестоко обманывает девушку, использует ее доверчивость и самозабвенную любовь, а Карандышев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, убивает ее.
На первый взгляд, эти герои – антиподы. Паратов – красив, богат, «блестящий барин из судохозяев», а Карандышев – мелкий небогатый чиновник с неинтересной внешностью. Паратов всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя внимание. Приезд Сергея Сергеевича в Бряхимов сопровождается радостной суетой. Горожане, зная натуру барина, умеющего широко и весело проводить время, ожидают щедрой награды и настоящего праздника. Паратов легко находит общий язык с людьми, вызывает у них восхищение. Харита Игнатьевна, например, так отзывается о Паратове: «Молодец мужчина… Экой сокол! Глядеть на тебя да радоваться». Лариса глубоко и сильно полюбит Паратова, смелого и страстного поклонника. Карандышева, наоборот, девушка, даже согласившись стать его женой, почти презирает. Он для нее соломинка, «за которую хватается утопающий». Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно. «Человек самолюбивый, завистливый», - замечает Вожеватов. «Ну что такое Карандышев!» - с презрением и недоумением говорит Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Окружающим неприятны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе.
Карандышев и Паратов – соперники. Это определяет их неприязнь друг к другу. Паратов резко-пренебрежительно отзывается о Юлии Капитоныче: «А еще разговаривает, гусь лапчатый». Карандышев, в свою очередь, называет Сергея Сергеевича развратным человеком, промотавшимся кутилой. Между героями существует социальная пропасть. Карандышев – «маленький человек», а Паратов – «хозяин жизни». У него есть правило – «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». И это не пустой звук, а одно из главных качеств Паратова, которое можно определить, как барство.
Однако при глубоком анализе характеров и поступков Паратова и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего. И тот, и другой крайне самолюбивы и тщеславны, любят произвести впечатление, добиваются поставленной цели любыми средствами. Обоим Лариса нужна для самоутверждения. Она для них – игрушка. Паратов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл…» Вернувшись в Бряхимов, Сергей Сергеевич хочет унизить в глазах Ларисы ее жениха, жестоко проучить Карандышева за то, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним «топорщится». Он вступает в спор с Карандышевым, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, насколько ничтожен, мелок, смешон жених Ларисы в сравнении с ним, блестящим барином. Приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Паратов хладнокровно приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него поездка – веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы – надежда на счастливый брак с любимым человеком.
Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претендентов на ее руку, и тоже добился своего: стал женихом девушки. Но у него никак не складываются отношения с невестой. Он постоянно проявляет больное самолюбие, торопится самовозвыситься. Ему не терпится испытать торжество победителя, и на Ларису после ее согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность. Званый обед задуман Карандышевым не только для собственного самоутверждения, но и как своеобразный акт мести: «Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними».
И Карандышеву, и Паратову Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушиваются к ее словам, не хотят понять, что с ней происходит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы. За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю…» Паратов в сцене встречи с Ларисой надевает на себя маску разочаровавшегося в женщинах и оскорбленного мужчины. На доверчивую девушку он действует красноречием. Постепенно Паратов усиливает натиск, изображая боль от «поступка» Ларисы как свидетельства женского непостоянства, разыгрывает разочарованного героя. Девушка поставлена в такое положение, когда нужно оправдываться, доказывать свою невиновность. Паратов слышит от нее признание в любви и торжествует победу.
Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истинной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, можно купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеализировала и Паратова, и Карандышева. Карандышева воспринимала как человека с доброй душой, бедного и непонятого окружающими, она искренне хотела его полюбить. Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала его благородным и надежным, мечтала соединить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка поняла, что в мире наживы и корысти нет места для любви.
Карандышев и Паратов в своей борьбе за Ларису проявили свои самые отталкивающие качества характера – тщеславие, расчет и бессердечность. Оба героя вызывают осуждение. Их чувства к прекрасной девушке – пародия на любовь.