А.А.Фет – утонченный лирик, наделенный гениальным дарованием. Многие его стихотворения вошли в золотой фонд русской поэзии. Произведения Фета поражают эмоциональностью, светлым настроением, своеобразной передачей оттенков душевной жизни, тонким чувством природы, красотой мелодий. Поэт стремится запечатлеть и воспеть прекрасное. Его стихи - о красоте мира, о гармонии человеческих чувств. Мотив красоты – ведущий в его поэзии.
«Целый мир от красоты…», - самая знаменитая строчка поэта. Жизнь, по Фету, тем и оправдана, что в ней есть красота. Он дает ее почувствовать во всем: в колыхании трав, в дуновении ветра, в полете мотылька, в опаленных крыльях бабочки, в запахе и строении цветка, во взгляде любимых глаз. Символом красоты в лирике Фета становится роза. В стихотворении «Если радует утро тебя…» он пишет:
Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу, -
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.
Поэт наслаждается чудесным запахом и гармонией форм волшебного цветка. Розу «восхвалять неумолчно он рад». В миниатюре «Только встречу улыбку твою…» Фет называет розу «молодой владычицей сада». Этот цветок – совершенство. Восторг поэта перед безупречной красотой выражается в афористической форме:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.
Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. В стихотворении «Роза» звучит гимн цветку, который олицетворяет «необъятный, благовонный, благодатный мир любви». Никакая богиня не может поведать земле того, что говорит ей этот цветок. В произведении Фет создает образ «цветущей богини»:
Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвною красою
Звать к любви…
Образ розы, образ цветка в стихах лирика передает все нюансы человеческих переживаний: от душевного подъема до горьких разочарований. И все-таки только под воздействием красоты у поэта сердце цветет, как ночной цветок, среди других цветов:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Сравнение женщины, женской красоты с розой – излюбленный прием в стихотворениях поэта. В посвящении «Графине С.А.Толстой» он называет героиню розой, «светлым созданьем». В этом же произведении красивая женщина сравнивается со звездой. Образ звезды – тоже один из самых распространенных в поэзии Фета. Звездный мир, с одной стороны, - вечная загадка, а с другой, – часть человеческого духа.
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, -
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал… не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор.
Человек у Фета предельно слит с природой. Поэтому звезды у него не просто горят на небе, а участвуют в познании внутреннего мира людей, они говорят с людьми, открывают им общие законы бытия и законы собственных страстей:
Одна звезда меж всеми дышит
И так дрожит,
Она лучом алмазным пышет
И говорит…
В миниатюре «Если зимнее небо звездами горит…» поэт снова находит в облике возлюбленной звездные черты:
Предо мною твой образ, твой дивный скользит,
Словно ты из ли зимнее небо звездами горит…» поэт снова находит в облике возлюбленной звездные черты:
Предо мною твой образ, твой дивный скользит,
Словно ты из лучей создана.
С образом звезды у Фета связан мотив полета. Лирический герой жаждет почувствовать свободу и красоту движения:
И летел бы, летел за красою твоей –
И пускай в небе звезды горят
И быстрей и светлей мириады лучей
На пылинки ночные глядят.
Красота, символизирующая жизнь, поднимает душу и уносит ее в область «высочайшего блаженства»:
Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю
В томленьях крайнего усилья
И верю сердцем, что растут
И тотчас в небо унесут
Меня раскинутые крылья.
Один из любимых мотивов Фета – приход весны. Весеннее обновление природы, расцвет жизни вызывает у поэта прилив сил, приподнятое настроение. В его стихах как персонажи предстают куст сирени, пушистая верба, душистый ландыш, просящий солнечных лучей, журавли, кричащие в степи. При всей правдивости и конкретности природных образов они прежде всего служат средством выражения лирического чувства. Мотив весны помогает поэту передать самое главное свое ощущение – радостное принятие окружающего мира, желание бежать «навстречу вешним дням». Чудесные строки о весеннем дожде, о полете бабочки, о пчелах, вползающих в душистые цветы, будят в душе каждого человека теплые чувства. Как весна согревает все живое, так и стихи Фета о весне ласкают слух, возвышают душу, усиливают «бой» даже «бестрепетных сердец».
С мотивом весны в лирике Фета тесно связан образ зари. Заря отождествляет огонь солнца. В начале дня все краски природы прозрачны и чисты, лучи солнца освещают землю нежным светом. Таинственный мир сияет в отблесках зари, рождая волшебную силу вдохновения. Весна – источник трепетного восторга, она дает возможность сердцем прикоснуться к Прекрасному.
Над стихами Фета, наполненными чистым воздухом весны, звездами, красотой, движением, жаждой полета, не властны ни время, ни пространство. Его стихи вечно молоды и прекрасны.