Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

С Онегиным читатель знакомится очень подробно уже в первой главе. Он узнает о его воспитании,
образовании, интересах, распорядке дня, о впечатлении, которое произвел на общество молодой герой. Что же
можно выделить главное в этом повествовании об Онегине? Вероятно, то, чем герой резко отличался от своей
среды: "…бранил Гомера, Фелокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…" В эпоху, когда
властителями дум были поэты и философы, Онегин явно тяготеет к точным наукам, к политэкономии Адама
Смита, которую, кстати, вскоре попытается применить в своей деревенской жизни: "Ярем он барщины стариной
оброком легким заменил, и раб судьбу благословил". Однако самым главным в этом рассказе о герое
оказывается признания автора:
Мне нравятся его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И редкий охлажденный ум.
Пушкин не разъясняет, в чем состоит эта "неподражательная странность", но названная автором в первой
главе, она отзовется позже в восьмой главе романа.
Познакомив читателя с "Евгением Онегиным", Пушкин вводит в действие романа второго главного героя
— Владимира Ленского. Именно они станут для поэта теми персонажами, опираясь на которых, он построит
свою концепцию мыслящего человека эпохи. Онегин и Ленский, тем не менее, имеют нечто общее, роднящее и
сближающее их. Именно это общее и привлекает Пушкина, помогая создать вокруг героев тот божественный
мир, который мы называем миром свободного романа.
О Ленском мы узнаем значительно меньше. Можно предположить, что его раннее детство было весьма
похоже на детство Онегина, с той лишь единственной разницей, что его отправили учиться в Европу, откуда он и
приезжает в деревню:
Поклонник Канта и поэт,
Он из Германии туманной
Привез учености плоды,
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Воспитанный "под небом Шиллера и Гете", Ленский далек от разврата света, столь знакомого Онегину, а
потому верит в чистую любовь, в высокие идеалы. Онегин снисходительно воспринимает откровенные
признания приятеля: "простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред".
Разность темпераментов и интересов сделало их страстными спорщиками и одновременно
противопоставляло всем деревенским соседям с их разговорами "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне".
"Стихи и проза" (Шиллер и Адам Смит), "лед и пламень" (охлажденный ум и сладкая мечта) — это и отличало
героев друг от друга, и притягивало их. Онегин и Ленский чудом нашли друг друга. Скептик Онегин и романтик
Ленский одинаково непонятны окружающим. Они не вписывались в тоску и монотонность привычной
деревенской жизни.
Возникает естественный вопрос, чего же больше в героях романа: притяжения или отталкивания?
Конечно, Онегин и Ленский антиподы, но они не антагонисты, как многие другие традиционные пары русской
литератталкивания?
Конечно, Онегин и Ленский антиподы, но они не антагонисты, как многие другие традиционные пары русской
литературы: Чацкий и Молчалин, Печорин и Грушницкий, Гринев и Швабрин, Базаров и Кирсанов. Едва ли не
главным художественным открытием Пушкина стало соединение в сюжетном конфликте романа не героя и
злодея, а молодых героев, просто по-разному воспитавших в себе мысли и чувства определенной исторической
эпохи. Автор не отталкивает их в любовном конфликте, а развивает две любовные линии романа, идущие
параллельно, отличающиеся между собой не меньше, чем характеры главных героев. Потому-то и считали
современники Пушкина недостаточно мотивированной дуэль Онегина и Ленского. В связи с этим, Юрий Тынянов
обращает внимание на черты характера прототипа Ленского — Кюхельбекера и утверждает, что для Пушкина
эти мотивировки оказались достаточными, хотя и остались за пределами произведения. Дуэль Онегина и
Ленского — кульминация романа. При всей ее нелепости, она помогает автору резче высветить характеры
героев. Для Ленского дуэль кончается гибелью, для Онегина она становится началом новой жизни. Пустившись
в странствие, оставив деревню и Петербургский свет, Онегин ищет не просто новых впечатлений, а смысла
жизни, ищет самого себя. Об этой странице его биографии читатель ничего не узнает. Пушкин сознательно
вынес "Путешествие Онегина" за пределы романа. Герой возвращается в свет знакомым незнакомцем,
разгадать которого окружающие не могут, а поэтому торопятся осудить его за несхожесть со светской толпой.
Онегин не по плечу пустому свету, а поэтому странен — также, как был странен грибоедовский Чацкий, горестно
восклицавший: "Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож?" Эти странные герои не находят
себе места в жизни. Пушкину жаль поэта, который, "быть может, для блага мира иль хоть для славы был
рожден", жаль ему и Онегина, которому "грустно думать, что напрасно была нам молодость дана". Такие
разные, такие противоположные Онегин и Ленский объединены состраданием к их несостоявшимся жизням, к их
погибшим надеждам. Отрицая общепринятые нормы, ясно понимая, что им не хочется того, чем так довольна
самолюбивая посредственность, герои Пушкина будили мысль, живое чувство. Именно потому в них, по словам
Белинского, "отразилось общество в один из интереснейших моментов своего развития".