Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" является, по мнению известных писателей и критиков, "величайшим
романом в мире".
"Война и мир" — это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории
страны, освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев
общества.
Основным художественным приемом, который использует Л. Н. Толстой, является антитеза. Этот прием
— стержень произведения, пронизывающий весь роман снизу доверху.
Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805 – 07 гг. и
войны 1812 года), сражения (Аустерлиц и Бородино), социумы (Москва и Петербург, светское общество и
провинциальное дворянство), действующие лица. Характер противопоставления носит и сопоставление двух
полководцев — Кутузова и Наполеона. Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова как
вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов — подлинно
народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как
простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический деятель и
полководец.
Главное в Кутузове для Толстого — его кровная связь с народом, "то народное чувство, которое он носит
в себе во всей чистоте и силе его". Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его "против воли
царя в производители народной войны". И только это чувство поставило его на "высшую человеческую
высоту". Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не
случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии. Он верно оценил
значение Бородинского сражения, заявив, что это — победа.
Как полководец он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полководец был нужен для ведения войны
1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой
главнокомандующий: "Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер". В
изображении Толстого Кутузов — живое лицо. Вспомним его выразительную фигуру, походку, жесты, мимику,
его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый.
Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по характеру и социальному
положению лиц, углубляясь в психологический анализ. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и
эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым,
Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.
Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен, не лишен недостатков, причина
которых — в неверной позиции Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толстой
отрицал роль личности в истории. Писательвысмеивал культ "высмеивал культ "великих личностей", созданный буржуазными
историками. Он считал, что ход истории решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма,
утверждая, что все исторические события предопределены свыше. Именно Кутузов выражает эти взгляды
Толстого в романе. Он, по словам Толстого, "знал, что решают участь сражения не распоряжения
главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая
сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". У
Кутузова — толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий
заранее предрешен. Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился
сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий. Это привело к некоторой
противоречивости его образа: он выступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно
оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. И в конечном итоге Кутузов выступает как
активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое напряжение.
Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. Толстой решительно выступил против культа
Наполеона. Для писателя Наполеон — агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял
русских людей, грабил, уничтожал великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль. Наполеон —
честолюбец, стремящийся к мировому господству. В первых частях романа автор со злой иронией говорит о
преклонении перед Наполеоном, которое возникло в высших светских кругах России после Тильзитского мира.
Толстой характеризует эти годы как "время, когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые
две недели" и Наполеон "уже убедился, что не нужно ума, постоянства и последовательности для успеха".
С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к государственным деятелям той эпохи.
Он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти не было никакого смысла, но "он верил в себя, и весь
мир верил в него". Если Пьер видит в Наполеоне "величие души", то для Шерер Наполеон — воплощение
французской революции и уже поэтому злодей. Юный Пьер не понимает того, что, став императором, Наполеон
предал дело революции. Пьер защищает и революцию, и Наполеона в равной мере.
Более трезвый и опытный князь Андрей видит жестокость Наполеона и его деспотизм, а отец Андрея,
старик Болконский, сетует, что нет Суворова, который показал бы французскому императору, что значит
воевать. Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого героя полководец
занимает определенное место.
Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: "Он был
подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит". Но
Наполеон в войне с Россией не был бессилен.