Любовная тема всегда занимала одно из главенствующих мест в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А.Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству: их стихи вошли в антологию русской поэзии о любви. Любовь к избраннице высекала искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно установить, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.
Первые стихотворения Блока о любви возвышенно-восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён, и которая вдохновила его на это («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи...», «Помнишь ли город тревожный...», «Аметист», «Твой образ чудится невольно...» и другие).
В 1904 году выходит первый сборник стихотворений Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной Даме». И здесь впервые появляется образ возлюбленной, который впоследствии будет развиваться и трансформироваться в лирике поэта. В названии и основной идее первой книги лежит философская концепция Владимира Соловьева. Идея понимания Бога, мировой души как женщины - Прекрасной Женственности.
Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» объединен одним важным мотивом идеальной любви-стремления. Любовь здесь не страстный порыв, а почти платоническое, воздушное чувство. Образ Героини здесь очень возвышен. Героиня никогда не называется по имени, обращение к ней очень уважительное. Автор называет ее «Царевна Сама», «Закатная, Таинственная Дева», «Белая Ты», «Заря, Купина», Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена. Хотя он и обращается к героине «Ты», но это местоимение практически всегда пишется со строчной буквы.
Вообще, женщина в лирике Блока занимает особое место. Женский образ у поэта всегда символичен и не похож ни на одну реально существовавшую женщину. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» образ возлюбленной идеализирован. Перед нами предстает не настоящий человек, а «милый образ, нежный сон». Эта женщина даже не материализована. Мы не находим в цикле ни одной приметы ее реального существования, ни одного физического признака. Центральное стихотворение цикла «Предчувствую тебя. Года проходят мимо...» раскрывает нам призрачность образа возлюбленной:
.. Все в облике одном предчувствую тебя.
Стихотворением 1925 года «Незнакомка» открывается новый эта в миропонимании Блока. Женский образ теперь погружается в конкретную реальность. Еще не совсем уйдя от образа Прекрасной Дамы, он помещает ее в мещанскую бытовую обстановку. Мир красоты и гармонии, недостижимый в пошлой реальности, связывается с образом женщины. Любовь здесь все еще можно охарактеризовать, как, пусть уже и не такое возвышенное, пусть уже и не такое возвышенное, чувство стремления.
В следующем цикле стихов о любви «Снежная маска» образ возлюбленной и чувство к ней становится уже совершенно другим. Этот цикл посвящен Наталье Николаевне Волоховой -актрисе театра В.Ф. Комиссаржевской. В этом цикле все появляется очень интересный образ змеи, соотнесенный с образом возлюбленной: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься», «на конце ботинки узкой дремлет тихая змея». Этот образ-символ заставляет нас вспомнить сказку Гофмана «Золотой горшок» и, вообще, говорит о заколдованности, таинственности, мистичности образа возлюбленной.
Но для меня неразделимы С тобою - ночь и мгла реки...
Женщина в этом цикле любима уже не платонической любовью, поэтому так часто в цикле встречается и мотив страстного поцелуя. Хотя сам автор намекает нам на то, что это чувство скорее не любовь, но игра: «Я опрокинут в темных струях И вновь вдыхаю, не любя...» Отсюда символ маски. Снег и снежные бури говорят нам об отсутствии того теплого и солнечного чувства, которым был пронизан цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
Тема страстной любви, «цыганской стихии» получила отражение в цикле «Кармен», посвященном оперной певице Любови Александровне Дельмас (стихотворения «Последнее напутствие», «Королевна», «Я помню нежность ваших плеч...», «Была ты всех ярче, верней и прелестней...», поэма «Соловьиный сад»). Буйство красок и страстей характеризует этот циклю. И в нем мы видим, конечно, уже совсем другое раскрытие образа. Во-первых, Блок вводит портретные черты героини: «золотокудрей», «зубов жемчужный ряд», чуткость нервных рук и плеч. Во-вторых, это уже совсем другая, демоническая женщина.
Что общего у этого образа с Прекрасной Дамой, Незнакомкой и женщиной-змеей? Образ Кармен также символичен. Он сплетает в себе три линии: черты реальной женщины, черты героини Мериме и черты героини оперы Бизе. Новая трактовка в развитии женского образа в том, что Блок видит в ней равного себе человека. Кармен похожа на него, так как также живет ситуацией двоемирия. Мир Кармен он делит на «здесь» и «там».
Образ возлюбленный в лирике Блока плавно развивается от призрачного и воздушного существа до огненно-демонической женщины, при этом как бы материализуясь, то есть, приобретая физические и материальные признаки, но при этом основой блоковских женских образов всегда остается их символичность