Мировая литература весьма щедра на любовную тематику, а имена литературных влюбленных давно стали хрестоматийными.

Ромео и Джульетта, Данте и Беатриче, Тристан и Изольда — можно много перечислять примеров любовных историй, которые стали сюжетом опер и балетов, романтических поэм, драм и трагедий.

Не обошла стороной любовная тема и ту литературу, которая учила не только проливать слезы, но и мыслить.

Роман «Обломов» И.А. Гончарова не случайно был назван А.М. Горьким одним из лучших романов второй половины девятнадцатого века. Бесспорно, пренебречь любовной интригой И.А. Гончаров не мог, она является составной частью простого безыскусного сюжета. Илья Ильич и Ольга Сергеевна Ильинская, герои романа. Они, конечно, не похожи на тех романтических персонажей, которыми изобиловала сентиментальная западноевропейская литература, которую им, то есть Обломову и Ольге, приходилось читать. Без чувствительных романов представить образование молодых дворян просто невозможно. Лежащий на диване в своем бесподобном халате, Обломов даже отдаленно не похож на пылкого Ромео, да и светская барышня Ольга Ильинская, живая, энергичная, насмешливая, не может вызвать благоговейного трепета. Но в то же время этих людей связывает по-своему глубокое, сильное чувство, хоть и кратковременное.

Знакомство с Ольгой способствовало тому, что Обломов хоть на какое-то время сбрасывает с себя апатию, вялость, лень. Меняется его внешний облик, образ жизни. Забыт халат, и даже сапоги он начинает снимать сам, не прибегая к помощи Захара.

С трудом, зевая, он начинает читать серьезную литературу, потому, что хочет прослыть в глазах любимой женщины интеллектуалом. Его волнует музыка, посещение театра становится частью образа жизни.

Но все это продолжается до тех пор, пока не нужно принимать ответственность на себя за судьбу любимой женщины.

А женитьба предполагает в корне изменить всю жизнь: научиться управлять имением, построить новый дом, вплотную самому заняться хозяйством, начать серьезно трудиться над повышением материального благополучия семьи. Увы, на это Илья Ильич не способен. Можно десять раз на день подниматься и спускаться с пригорков, безропотно выполнять мелкие поручения невесты, но вот поехать в Обломовку и сесть в конторе вместе со старостой за счета, да еще проследить за полевыми работами — тут уже потребуется поистине гражданское мужество, которым его обделило изнеженное воспитание. Не случайно слетает се его губ это роковое слово — «обломовщина», в нем корень всех бед, вся драма его жизни. Любовь здесь, увы, бессильна, хотя и озарила Илью Ильича небывалым счастьем.

Ну, а Ольга? Что лично ей дала любовь? Сердце влюбленной женщины наделено особой чуткостью и проницательностью, поэтому не удивительно, поэтому не удивительно, что она увлекается вялым, апатичным Обломовым. Сумела Ольга Сергеевна рассмотреть в нем тонкого, благородного человека. Но сама личность Обломова в своей сути ее совсем не устраивает. В любви Ольги есть некое миссионерское начало.Ей хочется перевоспитать любимого человека, она ведь лидер по натуре, поэтому и чудится ей роль путеводной звезды, чувствует она свое призвание учить, руководить, наставлять.

Наша милая барышня никак не хочет взять во внимание тот факт, что ее любимый человек — натура сформировавшаяся и нужно принимать его таким, каков он есть на самом деле, любить его самого, а не свое отражение в нем.

Значит, любовь обречена? Увы, да! Никто из влюбленных жертвовать собой не намерен, а истинная любовь все же требует жертв. В каком-то рассказе я прочитала, что счастье никогда не бывает долгим, но спасибо счастью за то, что оно есть. Обломов и Ольга тоже должны быть благодарны судьбе за то, что оно, счастье, не обошло их стороной.