Нравственность — область практических поступков, обычаев, нравов. Так объясняет это понятие словарь по этике.

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Как же эти два понятия объединены в небольшом по объему произведении? Дело в том, что настоящая литература никогда не обходила стороной проблемы нравственности и философии, мало того, заставляла мыслить и отвечать на многие сложные вопросы человеческого бытия.

Со времени написания и первых постановок на сцене пьесы А.М. Горького «На дне» прошло очень много лет, однако, пьеса до сих пор в ходит в репертуар отечественных и зарубежных театров, и имеет успех у зрителей. Чем же занимательна эта пьеса? Читатель и зритель погружаются в заведомо чуждый ему мир. Босяки, бывшие люди, люмпен-пролетарии, деклассированные элементы? Можно, конечно, брезгливо отвернуться от этой ямы, в которой копошатся человеческие существа, облик людской утратившие.

«На дне» — весьма красноречивое название. Почему же так пристально мы вчитываемся в строки пьесы и буквально захвачены происходящим в ней действием? Дело в том, что там, в подвале, похожем на пещеру, люди, одетые в лохмотья, ведут между собой поистине философские споры о совести и чести, о лжи и правде, о долге и назначении человека.

Ночлежка — приют бездомных, где за медный грош можно получить место на нарах, становится ареной идейной борьбы, в которой — противостояние глобальных нравственных проблем. Мыслители прошлых веков бились над ними и не могли дать ответа на роковые вопросы. А. Горький заставляет своих босяков постигать уроки нравственной философии.

Итак, попытаемся опуститься на дно. Бывший актер, больной хроническим алкоголизмом, бывший телеграфист, читавший в юности хорошие книги, бывший ремесленник, имевший свою мастерскую.Но вот появляется странник Лука, шестидесятилетний старик, и обитатели дна как бы впервые посмотрели на себя со стороны. Лука и говорит-то совсем по-другому: ласково, мягко, с утешительной интонацией, а самое главное — от него ночлежники впервые слышат, что и они люди, которых можно любить и жалеть.

Под сводами ночлежки собраны разные лица, у каждого своя тяжелая судьба и свой характер. Психолог лука это прекрасно понимает: он щедро раздает обещания наиболее слабым, но цепляющимся за любую соломинку. Актеру он обещает назвать город, в котором построено красивое здание лечебницы, в которой лечат бесплатно от алкоголизма. И у опустившегося человека появляется надежда, он даже пить на какое-то время перестает. Умирающей Анне он внушает надежду на райское блаженство на том свете, а вора Ваську Пепла убеждает начать новую, чистую жизнь в Сибири. Но, увы, за красивыми словами ласкового старика, к сожалению, не стоит поступок. Он исчезает в тот момент, когда Васька Пепел случайно, в драке, убивает хозяина ночлежки Костылева. Уж как бы понадобилось заявление Луки, что драка спровоцирована женой Костылева Василисой, которая в свое время натравливала Ваську на мужа. Но беспаспортныйЛука не хочет осложнять себе жизнь и связываться с органами правопорядка.

А теперь посмотрим, насколько благотворна ложь луки, удалось ли ему убедить в торжестве лжи ночлежников. Анне, прожившей мученическую жизнь, совсем не хочется умирать, она согласна еще потерпеть, «коли там Луки не будет». Актер заканчивает жизнь самоубийством после ухода Луки, ведь тот так и не указал ему дорогу к мраморным ступеням лечебницы.

Лука рассказывает ночлежникам притчу о праведной земле. Герой притчи, узнав, что праведной земли не существует, удавился. Лука делает вывод о губительности правды, а Наташа, сестра Василисы понимает смысл притчи по-своему: «Не стерпел обмана!» Таким образом, ложь — временное болеутоляющее средство.
Социальные язвы тоже не лечатся ложью: история не раз доказывала это. А как же правда? Ведь она, как правило, страшна и тяжело воздействует на сознание, приводит в состояние тупика. Верно, но не случайно сказано в Евангелии, что тайное становится явным. Недолговечен срок любой лжи.

В пьесе Луке противостоит Сажин. Уголовник, отсидевший срок за убийство, карточный шулер и пьяница, он смирился со своей участью, ему утешительная ложь не нужна. В то же время у него своя философия, в основе которой культ сильного человека. По мнению Сажина, нет ничего унизительнее жалости. Человеку нужно сознание своей силы и уважения. Жалость для слабых и безвольных. Герой произносит два красивых, возвышенных монолога о человеке, о правде и лжи, но опять же и здесь за словом не стоит поступок. Когда Сажину сообщают о самоубийстве Актера, то от него мы слышим равнодушно-циничное: «Дурак, испортил песню!». Весьма приблизительны представления о нравственности и у этого персонажа, который несомненно , умнее и интереснее многих ночлежников.

Горький вполне справедливо считается одним из сильных художников слова, его меткие, блестящие афоризмы прочно вошли в наш язык, обогатили речь. Можно спорить, не соглашаться с мыслителями, но жизнь со временем подтверждает их идеи.