В литературе жанр комедии обладает рядом особенностей, которые выделяют его из всех других жанров. Прежде всего, особенности комедии заключается в сюжете, который, как правило, носит сказочный или даже мифический характер. Гораздо реже встречаются комедии, которые реалистично и точно отражают в себе действительность. Одним из таких комических произведений можно считать “Недоросля” Фонвизина.

Одним из главных вопросов, возникающих при написании комедии, был вопрос о том, как писатель должен отражать действительность: объективно описывать реальную жизнь или позволить себе писать произведение со своей точки зрения, по своим правилам, приукрашивая, преувеличивая, домысливая действительность.

Однако, комедия “Недоросль” отличается тем, что в ней этот вопрос уже не стоит столь остро. Это происходит благодаря тому, что автор, используя “говорящие” фамилии, заранее расставляет акценты в произведении, как бы указывая читателю, кто из персонажей является положительным героем, а кто – отрицательным.

Но вернемся к проблеме добра и зла. Борьба этих двух начал – доброго и злого – в душе человека всегда была излюбленной темой поэтов и писателей. И неудивительно, что во многих произведениях именно эта душевная борьба стала основой для построения их сюжета.

Но следует заметить, что в комедии “Недоросль” борьбу добра и зла автор переносит в несколько иную плоскость. Здесь не добро и зло сталкиваются внутри людей, а скорее, мы видим борьбу людей, добрых и злых, друг с другом. Комедия настолько явно пропитана нравоучительными моментами, что невольно перестаешь удивляться тому, что она стала неотъемлемой частью школьной программы и вошла едва ли не во все хрестоматии по русской литературе.

Что же привлекает нас, читателей, в комедии “Недоросль” настолько, что порой мы не в силах оторваться от книги до тех самых пор, пока не перевернем последнюю страницу? Возможно, причина этого кроется в том, что произведению Фонвизина свойственен своеобразный исторический колорит. Это произведение было написано задолго до отмены крепостного права, и сейчас, наверняка, поведение действующих лиц комедии может показаться нам нелепым. Но, тем не менее, для того времени проблемы, которые поднимает автор, и моральные установки, что задаются героями произведения, имели большое значение и были весьма актуальны.

Нельзя обойти вниманием и философскую сторону “Недоросля”. Почти весь философский смысл комедии сосредоточен в монологах Стародума и Правдина. И если следовать этим монологам и основной идее автора, то оказывается, что понятия добра и зла здесь могут оказаться весьма спорными.

Почему так? Обратимся к истории создания “Недоросля”. Комедия была написана в 1781 году, когда в России господствовали идеи просвещенной монархии. Эти идеи, провозглашаемые французскими просветителями, были на тот момент самыми передовыми, к тому же их распространению способствовало и то, что подобные взгляды во многом разделяла сама Екатерина II. Несомненно, Фонвизин, будучи дворянином, разделял господствующие среди его класса идей, мысли и заблуждения, и постарался отразделял господствующие среди его класса идей, мысли и заблуждения, и постарался отразить их в своей комедии.

Однако снова обратим свое внимание непосредственно на добро и зло. Эти два понятия на протяжении уже не одной тысячи лет вызывают самые ожесточенные споры в среде философов, писателей, историков, моралистов, богословов, теологов и всех тех, кто интересовался смыслом этих двух слов. Сколько людей – столько и мнений, поэтому Фонвизин понимал и отображал в своей комедии “Недоросль” добро и зло со своей, индивидуальной точки зрения.

Рассуждая о добре и зле в произведении Фонвизина, нельзя не отметить тот факт, что эти два понятия за прошедшее время перестали быть равноценными в глазах современных читателей. Действительно, то, что представлялось злом на момент написания комедии, в настоящее время продолжает оставаться таковым. Однако представления о добре и счастье меняются у людей достаточно быстро, и нельзя сказать с уверенностью, будут ли современники считать добром то, что представлялось таковым Фонвизину.

Будучи великолепным сатириком, Фонвизин в своем произведении мастерски обличает крепостное право и нравы помещиков-крепостников того времени, в частности – Скотининых. В “Недоросле” нашему взору представляются настоящие “хозяева жизни” того времени, отличающиеся недалеким умом, жестокостью, бесчестием и подлостью. Примером такого глубокого невежества, блистательно осмеянного автором, стал неуч Митрофанушка, для которого главными интересами жизни стали обжорство и голубятни. Этот персонаж до сих пор не оставляет равнодушным читателей, а имя Митрофанушка уже стало нарицательным. Фонвизин также старается показать читателям, что такие люди, как Простаковы, наравне со Скотиниными, достойны только чувства глубочайшего презрения к своим персонам.

И тем не менее, значение комедии Фонвизина неравноценно для времени, в котором она была создана, и современности. Ведь на момент написания “Недоросля”, столь открытое осуждение действительности было настоящей дерзостью, и Фонфизин должен был обладать поистине смелым и решительным характером, чтобы позволить себе вслух говорить о подобных вещах. Но сегодня мы видим, что рабство стало расцениваться как зло совершенно спокойно, и это утверждение уже не требует доказательств, как раньше. Однако, это нисколько не умаляет значение “Недоросля” для русской литературы.

Доказательством того, что со временем меняется отношение людей к добру и злу, можно считать слова Стародума: “Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым знатного и богатого”. И это притом, что еще две тысячи лет назад считалось: “Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное”.

Но здесь мы видим другую сторону комедии Фонвизина. Ведь в этом произведении действительно очень реалистичные образы Скотинина и Простаковой соседствуют с возвышенными образами Правдина, Милона и Софьи, которые во многом надуманны, и выражают скорее мечты и идеи автора, нежели действительность. И в самом деле, идея о том, что улучшения жизни можно добиться распределением государственных должностей не по знатности и богатству, а согласно личным заслугам человека, так и осталась нереализованной ни в одном государстве мира.