В литературе жанр комедии обладает рядом особенностей, которые выделяют его из всех других жанров.
Прежде всего, особенности комедии заключается в сюжете, который, как правило, носит сказочный или даже
мифический характер. Гораздо реже встречаются комедии, которые реалистично и точно отражают в себе
действительность. Одним из таких комических произведений можно считать комедию “Недоросль” Фонвизина.
Одним из главных вопросов, возникающих при написании комедии, был вопрос о том, как писатель должен
отражать действительность: объективно описывать реальную жизнь или позволить себе писать произведение со
своей точки зрения, по своим правилам, приукрашивая, преувеличивая, домысливая действительность.
Комедия “Недоросль” отличается тем, что в ней этот вопрос уже не стоит столь остро. Это происходит
благодаря тому, что автор, используя “говорящие” фамилии, заранее расставляет акценты в произведении, как бы
указывая читателю, кто из персонажей является положительным героем, а кто — отрицательным.
Но вернемся к проблеме добра и зла. Борьба этих двух начал — доброго и злого — в душе человека всегда
была излюбленной темой поэтов и писателей. И неудивительно, что во многих произведениях именно эта борьба
стала основой для построения их сюжета.
Но следует заметить, что в комедии “Недоросль” борьбу добра и зла автор переносит в несколько иную
плоскость. Здесь не добро и зло сталкиваются внутри людей, скорее, мы видим борьбу людей, добрых и злых, друг с
другом. Комедия настолько явно пропитана нравоучительными моментами, что невольно перестаешь удивляться
тому, что она стала неотъемлемой частью школьной программы и вошла едва ли не во все хрестоматии по русской
литературе.
Что же привлекает нас, читателей, в комедии “Недоросль” настолько, что порой мы не в силах оторваться от
книги до тех самых пор, пока не перевернем последнюю страницу? Возможно, причина этого кроется в том, что
произведению Фонвизина свойственен своеобразный исторический колорит. Это произведение было написано
задолго до отмены крепостного права, и сейчас, наверняка, поведение действующих лиц комедии может показаться
нам нелепым. Тем не менее, для того времени проблемы, которые поднимает автор, и моральные установки, что
задаются героями произведения, имели большое значение и были весьма актуальны.
Нельзя обойти вниманием и философскую сторону “Недоросля”. Почти весь философский смысл комедии
сосредоточен в монологах Стародума и Правдина. И если следовать этим монологам и основной идее автора, то
оказывается, что понятия добра и зла здесь весьма спорные.
Почему так? Обратимся к истории создания “Недоросля”. Комедия была написана в 1781 году, когда в России
господствовали идеи просвещенной монархии. Эти идеи, провозглашаемые французскими просветителями, были на
тот момент самыми передовыми, к тому же их распространению способствовало и то, что подобные взгляды во
многом разделяла сама Екатерина II. Несомненно, Фонвизин, будучи дворянином, разделял господствующие среди
егонвизин, будучи дворянином, разделял господствующие среди
его класса идеи, мысли и заблуждения.
Однако снова обратим внимание непосредственно на добро и зло. Эти два понятия на протяжении уже не одной
тысячи лет вызывают самые ожесточенные споры в среде философов, писателей, историков, моралистов,
богословов, теологов и всех тех, кто интересовался смыслом этих двух слов. Сколько людей — столько и мнений,
поэтому Фонвизин понимал и отображал в своей комедии “Недоросль” добро и зло со своей, индивидуальной точки
зрения.
Рассуждая о добре и зле в произведении Фонвизина, нельзя не отметить тот факт, что эти два понятия за
прошедшее время перестали быть равноценными в глазах современных читателей. Действительно, то, что
представлялось злом на момент написания комедии, в настоящее время продолжает оставаться таковым. Однако
представления о добре и счастье меняются у людей достаточно быстро, и нельзя сказать с уверенностью, будут ли
современники считать добром то, что представлялось таковым Фонвизину.
Будучи великолепным сатириком, Фонвизин в своем произведении мастерски обличает крепостное право и
нравы помещиков-крепостников того времени (в частности, Скотининых). В “Недоросле” нашему взору
представляются настоящие “хозяева жизни” того времени, отличающиеся недалеким умом, жестокостью, бесчестием
и подлостью. Примером такого глубокого невежества, блистательно осмеянного автором, стал неуч Митрофанушка,
для которого главными интересами жизни стали обжорство и голубятни. Этот персонаж до сих пор не оставляет
равнодушным читателей, а имя Митрофанушка уже стало нарицательным. Фонвизин также старается показать
читателям, что такие люди, как Простаковы, наравне со Скотиниными, достойны только чувства глубочайшего
презрения к своим персонам.
Тем не менее, значение комедии Фонвизина неравноценно для времени, в котором она была создана, и для
современности. На момент написания “Недоросля” столь открытое осуждение действительности было настоящей
дерзостью, и Фонвизин должен был обладать поистине смелым и решительным характером, чтобы позволить себе
вслух говорить о подобных вещах. Но сегодня мы видим, что рабство стало расцениваться как зло совершенно
спокойно, и это утверждение уже не требует доказательств, как раньше. Однако это нисколько не умаляет значение
“Недоросля” для русской литературы.
Доказательством того, что со временем меняется отношение людей к добру и злу, можно считать слова
Стародума: “Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым знатного и богатого”. А ведь еще две тысячи лет назад
считалось: “Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное”.
Но здесь мы видим другую сторону комедии Фонвизина. В этом произведении действительно очень
реалистичные образы Скотинина и Простаковой соседствуют с возвышенными образами Правдина, Милона и
Софьи, которые во многом надуманны и выражают скорее мечты и идеи автора, нежели действительность. И в
самом деле, идея о том, что улучшения жизни можно добиться распределением государственных должностей не по
знатности и богатству, а согласно личным заслугам человека, так и осталась нереализованной.