В первом романе И. С. Тургенева «Рудин» мы встречаемся с одной из ярких представительниц целого ряда «тургеневских девушек» — Натальей Ласунской. На первый взгляд, автор не спешит начинать рассказ о ней, как будто мало ею интересуется. Да и первые сведения о Наталье более чем скромны: мы лишь узнаем, что это девушка семнадцати лет, которая сидит у окна за пяльцами. Но даже из беглых упоминаний мы можем сделать выводы о ее характере.

В одном из первых эпизодов романа мы видим, что Наталья любит и чувствует музыку: она внимательно слушает игру на рояле. Она очень скромна: часто краснеет, опускает глаза, смущается, когда ее хвалят. О многом говорит портрет тургеневской героини: «...черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями. Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, — точно она себе во всем хотела дать отчет. Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей... Едва заметная улыбка появится вдруг на губах и скроется; большие темные глаза тихо подымутся...».

Тихая, молчаливая, Наталья почти ничем не выражает своих чувств, из-за чего мать считает ее спокойной и даже холодной. Но она ошибается. У девушки внутренний мир, она способна на сильные чувства и переживания. Однако Тургенева не интересуют бурные видимые проявления эмоций. Для него важно душевное состояние героини, которое неподдельно и ярко выражается в деталях ее внешности, в том, как меняется выражение ее лица в различных ситуациях. Так, в самом напряженном эпизоде романа — свидании Натальи и Рудина у Авдюхина пруда мы видим, как резко меняется до этого момента кроткий облик Натальи: «Брови ее были сдвинуты, губы сжаты, глаза глядели прямо и строго».

Героиня Тургенева привлекает в первую очередь своей искренностью, чистотой, силой чувств и решимостью. Она любит Рудина всем сердцем. Во имя этой любви девушка была готова на все. Она не скрывает своей любви, смело говорит о ней матери. А, услышав, что матушка ни за что не даст согласия на их брак, Наталья в мыслях уже прощается с родными. Она бы не раздумывая пошла за Рудиным, убежала бы с ним из дома, если бы он позвал. О ее душевной чистоте очень точно говорит сам Рудин: «Всегда, во всем благородна и великодушна! О, сердце девушки — это чистое золото!» Не случайно автор сопровождает описание Натальи, тех чувств, которыми наполнена ее душа, яркими пейзажными зарисовками: «...По ясному небу плавно неслись, не закрывая солнца, низкие, дымчатые тучи... Крупные, сверкающие капли сыпались быстро, с каким-то сухим шумом, точно алмазы; ...трава, еще недавно взволнованная ветром, не шевелилась, жадно поглощая влагу; орошенные деревья томно трепетали всеми своими листочками... Но вот тучка пронеслась, запорхал ветерок, изумрудом и золотом начала переливать трава...» Через волнующие описания природных изменений Тургенев передает всю гамму сменяющихся чувств в душе генев передает всю гамму сменяющихся чувств в душе героини. Тяжело было разочарование Натальи. Она поняла, что Рудин не любит ее, во всяком случае, что его любовь не способна выдержать малейшие трудности, самого первого испытания. Ее избранник, вопреки ее ожиданиям оказался не способен на решительные поступки, он «весь рассыпался» перед первым же препятствием. Мы видим, как больно Ранена ее чувствительная душа: «Она сидела не шевелясь; ей казалось, что какие-то темные волны без плеска сомкнулись над ее головой и она шла ко дну, застывая и немея. Всякому тяжело первое Разочарование; но для души искренней, не желавшей обманывать себя, чуждой легкомыслия и преувеличения, оно почти нестерпимо».

Наталья видела в Рудине не только избранника, но и передового общественного деятеля, обладающего большой душевной силой, способного на поступок. И тем более горьким было ее разочарование не только в самом Рудине, в его любви, но, в какой-то мере, в собственных высоких идеалах. Именно поэтому сама она вскоре «онемев... опустилась на дно» обычной помещичьей жизни. А ведь при других обстоятельствах ее путь мог бы сложиться иначе и прийти в полное соответствие с ее стремлениями.

В образе Натальи Ласунской Тургенев изобразил не только и не столько тип молодой девушки из дворянской семьи, не только свой женский идеал — идеал внешней и внутренней красоты. В ее образе автор представил пробуждение лучшей части молодежи, поднимающейся вверх из болота аристократической жизни к высоким нравственным идеалам, молодежи, которая готова к самопожертвованию, к решительным, смелым поступкам.