“Настоящая
жизнь”... Что же это такое, какую жизнь можно
назвать настоящей? Первое значение слова “настоящая”
заключается в понимании жизни как жизни
сейчас, в данный
момент, жизни сегодняшним днем. Но в
выражении “настоящая жизнь” скрыт более
глубокий смысл. Наверное, перед миллионами
людей не раз вставал вопрос, действительно
ли их жизнь настоящая, такая, какой она и
должна быть, действительно ли они живут
правильно и нет другой, лучшей жизни? Вопрос
о настоящей жизни поднимается и в
произведении Л. Н. Толстого “Война и мир”.
Эту проблему автор не мог обойти, так как “Война
и мир” — аналог Библии, а в ней, как
известно, можно найти ответ почти на любой
вопрос. Размышления героев на эту тему, их
споры между собой, их толкование настоящей
жизни заставляют и читателей задумываться
над своей жизнью, над ее смыслом. Взгляды
героев романа на поставленную проблему
тоже неодинаковы, и, когда читаешь эту книгу,
следишь за мыслями одного, анализируешь
сказанное другими. С кем-то ты соглашаешься,
а точку зрения другого категорически
отказываешься разделять, а может, и вовсе
останешься при прежнем мнении, по-своему
понимая настоящую жизнь. Представления эти
формируются под влиянием различных
факторов. Человек очень долго ищет именно
то, что ему действительно нужно, множество
раз меняет по этому поводу свое мнение. Так
и герои романа не сразу поняли, какая же
жизнь является действительно настоящей, а
многие не узнали этого вообще. Они шли к
пониманию этого вопроса постепенно, не раз
меняя свое мировоззрение.

Например,
князь Андрей Болконский. Он пытался найти
настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и
разочаровавшись в той жизни, которую вел.
Князь понял одно: скучная, однообразная
светская жизнь не для него. На войне он
жаждал славы, признания, желал отличиться,
составляя стратегические планы и
представляя, как он спасет армию в
критический момент. Но после ранения под
Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся
домой и здесь на его глазах умерла жена,
оставив ему
маленького сына, все, к чему он стремился на
войне, отошло на второй план. Болконский
осознал, что это не есть настоящая жизнь, и
его поиски таковой продолжились. Обратим
теперь внимание на другого главного героя
романа — Безухова. Вначале его жизнь
составляли развлечения, выходы в свет,
кутежи, пьянство, с помощью всего этого он
отвлекался от волнующих его проблем и
забывался. Серьезная перемена в его
взглядах произошла после встречи с
масонами и вступления в это общество.
Теперь для него открылась вера в братство
людей, в нем проснулась добродетель,
появилось желание помочь окружающим. С этой
целью он уезжает в свое имение, где
намеревается облегчить положение народа,
построив больницы и школы. Вернувшись, он
навещает своего друга князя
Андрея.
Между ними происходит серьезный разговор,
более того, настоящий спор, в котором каждый
пытался доказать правоту своих взглядов и
убеждений. Князь Андрей говорит, что его
мудрость теперь — это жизнь для сеперь — это жизнь для себя. Все,
что он делал, делал для себя, потому что
отныне обрел спокойствие после того, как
перестал жить для других. Пьер восклицал: “А
как же самопожертвование, как же братство!”
Он убеждал друга, что так жить нельзя, это не
жизнь, он тоже, дескать, прошел через это и
чуть не погиб. Пьер утверждал, будто счастье
состоит в том, чтобы жить для других,
помогать тем, кто в этом нуждается, например
строить больницы. Князь Андрей наступал,
говоря, что больному работнику не нужно
лечение, ему лучше умереть. И “надо
стараться сделать свою жизнь как можно
более приятной”. “Я живу и в этом не
виноват, стало быть, надо как-нибудь лучше,
никому не мешая, дожить до смерти”, —
говорил он. Пьер возражал, убеждая, что
настоящая жизнь состоит в любви и вере.

Я не думаю,
что князь Андрей удовлетворен тем, как он
живет теперь. Сам Л. Н. Толстой пишет, что
после этого спора во внутреннем мире князя
Андрея начинается брожение. И в этом мы
убедимся в скором времени. Итак, пока
Болконский не обрел настоящей жизни, у него
это впереди. И виновницей очередной
перемены становится Наташа. Когда князь
Андрей услышал ее голос в лунной ночи, ее
разговор, все это запало ему в душу, и он не
раз задавался вопросом: чему она так рада и
о чем она думает? И тогда же решил для себя,
что жизнь не кончилась, что теперь его
задачей будет, чтобы все
узнали о нем, чтобы не жили независимо от
него, от его жизни, а “чтобы на всех она
отражалась” и все жили с ним вместе.
Позднее, когда князь Андрей уже влюбился в
Наташу, но еще не осознавал этого, он
вспомнил слова Пьера и подумал, что тот был
прав.
И теперь князь Андрей тоже начинает верить
в возможность счастья. “Оставим мертвым
хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и
быть счастливым”, — думает он. С этого
момента и начинается новое понимание
настоящей жизни князем Андреем. Любовь к
Наташе изменила его. Он делится с Пьером и
говорит о своих чувствах, добавляя, что он
ужасно мучился и страдал, но этих мук не
отдал бы ни за что в мире. Он произносит
такие слова: “Я не жил прежде. Я только
теперь живу”. Теперь, когда он страдает и
любит одновременно, он считает, что живет,
живет по-настоящему. Почему же князь Андрей
говорит, что не отдал бы этих мучений и
страданий, что только благодаря им и жив?
Значит, получается, что настоящая жизнь
должна наряду со счастливыми мгновениями
содержать и
страдания. В ней должны сочетаться плохое и
хорошее, радостное и грустное, счастье,
любовь и разочарования. Только страдая, мы
можем понять истинную цену тому, что у нас
есть, и по-настоящему дорожить этим.

Князь
Андрей познал все это, поэтому можно
сказать, что он нашел то, что искал, нашел
настоящую жизнь. Я считаю, что Л. Н. Толстой
связывает понятие “настоящей жизни” с
князем Андреем. Он в романе стоит выше всех,
ведь ему, удалось понять то, чего многие не
осознавали. Возьмем того же Пьера.
Разочаровавшись в масонстве, он в конце
концов находит счастье с Наташей в семейном
кругу.