В произведении Льва Толстого “Война и мир” описаны представители разных слоев общества, начиная с простого народа (Тихон Щербатый и Платон Каратаев) и кончая высшим светом (салон Шерер). Но всех их Толстой как бы объединяет в две большие группы по естественности или, наоборот, неестественности бытия. Для Толстого “русское” начало в человеке является воплощением естественности и искренности, а “французское” у русского человека — воплощением лживости, неестественности и лицемерия, поэтому не случайно мы встречаем в тексте множество французских слов, фраз, диалогов именно в тех ситуациях, когда Толстой хочет подчеркнуть неестественность поведения своих героев.
Ростовы для Толстого — воплощение искренности, естественности и идеала семейных отношений. Они проявляются, например, в отношениях родителей и детей. Мать и отец понимают своих детей во всем. Они стремятся в трудную минуту помочь, объяснить, подсказать им, как лучше поступить. Например, “душевные” разговоры Наташи с матерью перед сном.
Мир детей в этом семействе огражден от светского общества. Им никто не нужен. В их детском мире царят чувства, которые ясны только им, они понимают друг друга с полуслова, с одной ноты в музыке. Можно вспомнить сцену, где Толстой описывает чувства Николая после дуэли. Жизнь кажется ему ненужной, конченой.
Однако именно Наташа воскрешает его. Она поет своим чудным, “необработанным” голосом (как говорили знатоки музыки). Чувства, вложенные Наташей в пение, и помогли Николаю опомниться, понять, что еще не все потеряно, что жизнь продолжается.
Наташа для Толстого — это воплощение естественности, чуткости, искренности. В начале романа перед нами тринадцатилетняя девочка, но сразу же, с самого первого ее появления, что-то притягивает нас к ней. Какие-то нежные чувства просыпаются в душе, когда мы читаем страницы, где описаны объяснение Наташи с Борисом, ее разговор с Соней и клятва в вечной любви к ней.
Идут годы. Наташа из маленькой и некрасивой девочки превращается в милую и обаятельную девушку. Она начинает выезжать в свет, но она не похожа на светских барышень, она всегда остается сама собой. Этим она и привлекает к себе князя Андрея. Она искренне и до глубины души любит его, очень переживает его отъезд. Но вдруг появляется Анатоль, и Наташа так же искренне влюбляется в него. Возникает вопрос: как же Наташа, всегда чутко чувствующая людей, могла полюбить лживого и лицемерного Анатоля? Наташа перестает отдавать отчет своим действиям, она начинает тонуть в этом светском лицемерном обществе.
Толстой как бы сталкивает два мира: естественный и неестественный. И он с тревогой думает о том, что неестественный и лживый мир способен поглотить естественную человеческую душу.
Но чувство, которое однажды подвело Наташу, в следующий раз помогает ей. Наташа осознает лживость и неискренность чувств Анатоля, она понимает, что была лишь игрушкой в руках этого страшного человека.
Наступает 1812 год. В годы войны противоречия естественного и неестественного быти неестественного бытия еще больше обостряются. Толстой показывает это на примере многих персонажей.
Наташа всеми силами хочет помочь русским солдатам, и, когда она узнает, что раненым срочно нужны подводы, она, ни минуты не колеблясь, отдает их им. Толстой подчеркивает, что патриотизм Наташи естествен, она это делает не по принуждению, а по зову сердца.
Но даже в такое страшное время существуют люди, которые наживаются на чужом горе. Например, Берг. Он никак не может понять, что в такое время стыдно думать о “шифоньерочках”. Или Растопчин. До последнего дня афиши Растопчина кричали, что французы не войдут в Москву, и из-за него очень много ценного не успели вывезти из Москвы, а самое главное — не успели уйти люди.
И в заключение мне хотелось бы сказать о Наполеоне и Кутузове. Для Толстого высшее воплощение естественности — Кутузов. В любой ситуации он ведет себя естественно. И во многом исход войны зависел от Кутузова. России нужен был человек, который мог чувствовать волю народа. Кутузов очень чуток, он не может пройти мимо и не обратить внимания на нужды солдат. Он прекрасно чувствует обстановку, об этом свидетельствует поражение русских под Аустерлицем, о чем он заранее предупреждал Александра I.
Совершенно противоположный образ — это образ Наполеона. Главная черта его — артистизм. Он играет во всем, даже тогда, когда стоит на Поклонной горе и исход войны уже ясен, он думает, как предстанет перед русскими людьми. Наполеон для Толстого — это воплощение лживости, неестественности и неискренности.
Примеров, в которых раскрывается противопоставление естественного и неестественного бытия, можно приводить еще очень много, но даже тех, о которых мы говорили, достаточно для того, чтобы показать, сколько внимания уделял Толстой вопросу естественного и неестественного в человеческом обществе.