Для многих персонажей “Войны и мира” Бог, духовные искания, “свет” играют основную роль в жизни, и путь к божественным вершинам, к общению с Богом через благодатную, всемогущую молитву им, конечно, известен. Для каждого из них это своя дорога, свое откровение, однако все они обретают искомое. Попытаемся рассмотреть роль молитвы в данном произведении.
Для начала поговорим о “божественной сущности” романа в целом. И здесь прежде всего хочется сказать о том, что в этой импровизированной “модели мироустройства” также есть общепринятая градация на существ “низких, дьявольских”, людей обычных — “между небом и адом” и существ высших, “обладающих божественным светом”. И, соответственно, для первых путь к небесным откровениям закрыт; вторые обращаются к помощи простой молитвы и через нее ищут свою ниточку к небесам; третьи же, сами являясь, по существу, небесными созданиями, идут к пониманию истины путем неординарных, сложных и мучительных исканий.
Итак, какой путь духозного возрождения прошла Наташа Ростова? Из маленькой девочки, дарившей счастье всем вокруг и видевшей лишь “свет” в жизни, она превратилась в зрелую женщину, способную сострадать. И путь этот начинается с ее знакомства с князем Андреем. “Неуемная сущность” его натуры пробуждает в Наташе неведомые ей до сих пор силы, заставляет волноваться ее “детский, розовый мир”. Однако не через великое счастье лежит путь к возрождению, а лишь через испытания. И таким “испытанием огнем” для Наташи становится Анатоль. После неудавшегося бегства с ним она, казалось бы, умирает, но это лишь низшая ступень, первая в ее “подъеме”. И вот оно, то вечное лекарство, что возрождает ее к новой жизни, — благодатная молитва. Да это и неудивительно, ведь болезнь ее была болезнью души, а не тела. И в молитве она находит возможность очищения души. Именно в молитве на нее нисходит успокоение: вернувшись от причастия, в первое “возрожденное” воскресенье, она первый раз ощущает себя спокойной и готовой к будущей жизни. Постепенно, через молитву, она учится терпению и состраданию, открывает для себя божественный свет. Наташа молилась за прощениэ своих грехов, молилась и за счастье окружавших ее людей. И в этом плане очень интересна последняя молитва в домовой церкви Разумовских в ту упомянутую Толстым субботу 11 июля. Наташа в душе своей не может молиться за попрание врагов своих, истинная вера не позволяет ей этого. И именно в этой молитве раскрывается “новая” Наташа, Наташа, открытая для Бога, для любви, умеющая слушать и сострадать.
Следующий персонаж — княжна Марья. О роли Бога в ее жизни можно сказать очень многое. Для княжны Марьи молитва значила практически все. Она была ее “жизненной ниточкой”, ведь жизнь без Бога она себе не мыслила. А это самый короткий и доступный путь к божественному благословению. Причем своими молитвами княжна Марья больше старается оградить от несчастий своих близких, нежели себя. Ее христианская сущность требует жертв, она не дает ей долго задумываться о своей судьбе. Не случайно дом ее всегда полон странниц, да и сама она дучайно дом ее всегда полон странниц, да и сама она думает о том, чтобы стать одной из них. Поэтому для нее так важно, чтобы князь Андрей принял от нее образок. Так княжна Марья пытается защитить его, так ей кажется легче вымолить у Бога защиту для него. Молитва — ее надежда, ее спасение, ее “подруга”, ее “жизненная сила”. Княжна Марья живет в мире “света” и молитв, и это единственная возможность для нее выжить в жестоком мире. Не будь у нее возможности общения с Богом — и жизнь не имела бы смысла.
Далее — князь Андрей и Пьер. Они ищут смысл жизни через свои особенные “молитвы”. И каждый неосторожный шаг оставляет рану в их душах.
Пьер, став масоном, тоже ищет свой путь к Богу. Его молитва — это его дела. Стараясь соответствовать масонским заветам, он надеется обрести себя, надеется стать ближе к Богу, найти смысл жизни. Своеобразным свершением “покаянных молитв” можно назвать и его масонские дневники, в которых он записывал свои деяния после вступления в ложу масонов.
Князь Андрей же приходит к Богу, к молитве путем поиска смысла жизни. Причем интересно, что он как бы со снисхождением относится к набожности княжны Марьи, однако сам стремится к христианской добродетели, стремится к тому, чтобы приносить пользу людям. И закономерный исход его жизни предопределен. Он все равно возвращается на небо, находит свой путь, свою молитву. Его молитвы услышаны, он находит то, что искал.
Нельзя не отметить и силу молитвы для народа в целом. Вспомнить хотя бы молитву войска Смоленской Божьей Матери перед Бородинским сражением, эти “однообразно жадно смотревшие” на икону лица.
В заключение еще раз подчеркнем, что для персонажей “Войны и мира” молитва имеет огромное значение. Она — их связь с Богом, их надежда, их возрождение. Каждому из них она несет что-то светлое, что-то жизненно важное: Наташа становится “настоящей” женщиной, князь Андрей находит свой смысл жизни, княжна Марья — успокоение.