Перерыть все вопросы в этом романе.
Ф.М. Достоевский


Такую цель поставил себе Ф.М. Достоевский перед написанием романа "Преступление и наказание", "вершинного" произведения, детища его многолетних трудов. Перефразировав известного русского классика И.А. Гончарова, хочется сказать, что в романе, как луч света в капле воды, отразился прежний Петербург, его рисунок, тогдашний дух, исторический момент и нравы. Действительно, круг тем и вопросов, затронутых автором, очень широк: от нравственных до социально-философских, требующих от писателя глубоких знаний в области религии, истории, а главное – понимание психологии человеческой души. Подобно Л.Н. Толстому, Достоевский всю жизнь посвятил разгадыванию "тайны человека". Сам он говорил: "…я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком". Великий гуманист, он овладел искусством постижения "диалектики человеческой души", названной так с легкой руки Н.Г. Чернышевского. Думается, будет верно начать анализ многообразия тематики романа именно с проблемы гуманизма.

Преемник Пушкина, Гоголя в решении общечеловеческих проблем, Достоевский продолжает развивать тему "маленького" человека. Философские аспекты раскрываются в романе и в протесте писателя против социальных устоев жизни, против положения, когда человек задавлен бедностью; и в вере автора в гуманные начала человеческой личности, сострадании автора своим героям; и в "боли Достоевского о человеке" (Добролюбов); и в утверждении, что человек не "вошь" и никто не имеет права отбирать у него жизнь, даже во имя самых высоких целей. Гуманизм романа заключается также в отрицании морали и нравственности мира индивидуалистов, в мучительном размышлении автора о роли благодеяний, религии и смирения в жизни людей.

Но перенесемся на страницы романа.

Писатель проникает в глубины человеческой души, напряженно раздумывает о смысле и законах бытия и сам ищет ответы на многие философские вопросы. Пожалуй, самая главная из таких тем: имеет ли право человек лишить жизни другого, даже если это во благо человечеству.

Родион Раскольников, главный герой романа, - бедный студент, которому нечем заплатить за учебу в университете Петербурга, города мрачного, "враждебного", вынужден временно бросить занятия. Талантливый, гордый, мыслящий молодой человек "был задавлен бедностью", поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания честных и благородных людей. Более нищеты Раскольникова мучила социальная несправедливость, с которой он встречался в трактирах и на улицах, в кварталах, где живут бедные люди. Студент знает, что "так доселе велось и так будет", но не может не протестовать против такого положения. Разделив общество "вшей", "тварей дрожащих", рабски покорных и людей "необыкновенных", имеющих талант сказать "новое слово", выразить протест, Раскольников терзается сомнением: "вошь ли я, как все, или человек", выразить протест, Раскольников терзается сомнением: "вошь ли я, как все, или человек"? Для проверки своих способностей он совершает преступление, убивает старуху-процентщицу – отвратительное, злобное существо, наживающееся на чужом горе. Примером Раскольникову служит Наполеон, о чем говорит эпиграф к роману "Мы все глядим в Наполеоны…" Этим поступком героя Достоевский напоминает нам о поисках молодежью 50-60-х годов XIX века путей самого глубокого – социального, нравственного, духовного обновления. Тема увлечения наполеонизмом достаточно широко представлена в романе и тесно связана с политическими проблемами: последствиями повсеместного обнищания, ростом преступности и пьянством, связанными с реформой 1861 года. Таким образом, тема нравственности тесно переплетается с политической.

Все это время герой Достоевского находится в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду борьбе – борьбе с самим собой, со своей совестью. Важно то, что Достоевский не заставляет Раскольникова отречься от своей теории, а лишь определяет место героя в обществе "тварью дрожащей". Бесконечно анализируя результаты своего жестокого эксперимента, молодой человек столкнулся с беспощадной истиной: преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: "Я не старушку убил – я себя убил".

Еще одна тема романа – тема жертвенности – находит отражение в образах Дуни Раскольниковой и Сони Мармеладовой. Здесь автор ищет ответ на вопрос: нужно ли жертвовать собой во имя счастья близких. Как чувствуют себя и принимают ли жертву те, во имя которых она принесена?

Раскольников как брат не мог согласиться с неравным браком по расчету своей сестры Дуни и чиновника Лужина, холодного, бессердечного и черствого эгоиста, который хочет выгодно купить красивую, но бедную девушку, надеясь, что она всю жизнь будет ему благодарна. Родион понимает, что мать и сестра идут на это ради него, веря, что Лужин поможет ему окончить юридический факультет и "выйти в люди". Мать, Пульхерия Александровна, - тихая и забитая жизнью женщина, испытавшая много унижений, снова и снова готова испытать их, если это нужно для счастья её сына. Она с тяжестью и болью в сердце принимает жертву Дуни, дает согласие на брак. Так Достоевский показывает следствие бедности – беззащитность людей. Именно беззащитна вся семья Раскольниковых.

Намечающийся брак Дуни – не что иное, как продажа девушки, и в этом отношении судьба сестры Раскольникова мало отличается от судьбы Сони Мармеладовой. История жизни этой девушки исполнена волнением и негодованием писателя против существующих порядков, обрекающих человека на поругание.
Да, Соня тоже приносит себя в жертву, чтобы помочь семье. Девушка погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь? Увы, жертва, приносимая какому-то ненасытному и всегда голодному божеству, жертва, ужас которой в том, что она бессмысленна, ничего не меняет, но показывает как важно, то что люди умеют поступаться собой во имя счастья других.