Я была, как и ты, свободной,
Но я слишком хотела жить.
Анна Ахматова

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возни¬кает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счаст¬ливую жизнь. Поэты "серебряного века" в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гу¬милева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволю¬ционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только "литударников", но и государственных блюстителей партийной идеоло¬гии. И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была испол¬нена благородства, любви и веры в торжество добра над злом.
В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога русскому читателю.
Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего на¬рода, и тревоги российской интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала психологи¬ческое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих усло-виях:

В кругу кровавом день и ночь
Болит жестокая истома...
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома.

Замечательным памятником той скорбной поры являет¬ся ее знаменитый "Реквием". В этой поэме Ахматова показа¬ла страдания жертв сталинских репрессий:

Там тюремный тополь качается
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается...

Но, конечно, основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с мировой классикой.
Умру с тобой...

Ее любимый был сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения дали толчком поэтическому вдохновению этих замечательных творцов. В своих мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: "Ахматова — в противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо..." Далее Неведомская вспоми¬нает, что Ахматова моментально преображалась, когда разго¬вор заходил о поэзии. Она жила поэзией. О любви она писа¬ла то с потрясающей нежностью:

И томное сердце слышит
Тайную весть о дальнем...

То вновь драматично, с тяжким предчувствием:

А наутро встанешь с новою загадкой,
Но уже не ясной и не сладкой.
И омоешь пыточной кровью то, что люди назвали любовью...

Последнюю строфу Неведомская приводит в своих мему¬арах по памяти. Это показатель того, что стихи Ахмато¬вой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:

Не придумать разлуку бездонней,
Лучше б сразу тогда — наповал...
И, наверно, нас разлученней
В этом мире никто не бывал.

Жизнь и любовь Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы.
Тема Родины также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерством рисует просторы рус¬ской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней людей.
Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес в себе ее голос.