Сатира — род литературы, в котором на первом плане отрицательные явления действительности. Так объясняет это понятие словарь С. Ожегова. Властители душ — писатели и поэты-классики — считали сатиру действенным приемом художественного слова и были убеждены в том, что человеческое сознание легче всего усваивает смешное, а сам смех — великая сила. Писатели Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, поэты А. Толстой и Н. Курочкин верой и правдой служили сатирической литературе.

М.А. Булгаков — врач и писатель. Если внимательно всмотреться в окружающий мир и глубоко задуматься над духовной жизнью человека, то поневоле откроются определенные общие тенденции, связывающие абсолютно, на первый взгляд, разные вещи. Философы прошлых веков задумались над органической связью человеческого тела с тем миром, который именуется душой. Душа, как говорится, бессмертна, а тело тленно, и каждому отведен свой срок. Занимаются процессами, происходящими в человеческом организме, различные естественные науки, в частности, физиология, биология, генетика и анатомия. Именно на них базируется медицина. Но в то же время ни в коем случае нельзя пренебрегать и духовной стороною исцеления. А уж объяснение человеческого духа полностью подвластно художественному слову. Русская литература в лице достойных представителей — А.П. Чехова, В.А. Вересаева, М.А. Булгакова — теснейшим образом связана с медициной. Все три писателя были профессиональными медиками, имели высшее медицинское образование. Глубина проникновения во внутренний мир человека сродни пристальному изучению физиологических особенностей человеческого организма. Физическое здоровье нации — залог ее нравственного здоровья.

Итак, в формулировке темы значится имя одного из крупнейших прозаиков двадцатого столетия — М.А. Булгакова, автора многочисленных произведений, писателя, публициста, драматурга.
Нам также известно, каких колоссальных усилий и какой самоотверженности требовала эта должность в условиях одной больницы на сотни верст вокруг.

Земский врач един во многих лицах: терапевт, гинеколог, акушер, хирург, стоматолог — тут уж не до узкой специализации. «Записки юного врача» — один из интереснейших сборников рассказов писателя. Герой произведения «Полотенце с красным петухом» впервые в жизни делает ампутацию ноги молодой девушке, которая попала в меску льна во время работы. У молодого хирурга лишь опыт присутствия на операциях, а тут сразу такое испытание. Скрупулезно перечисляя детали самой операции, Булгаков все же остается художником, иначе бы его рассказ выглядел бы обыкновенным отчетом в истории болезни. Читатель видит, как прощупывается пульс у человека, в буквальном смысле находящегося на смертном одре, как текут струи пота по лицу, как смертельная бледность разливается по всему телу больной. Создается ощущение присутствия на этой операции. Даже слышишь скрежет пилы, отпиливающей тазобедренную кость.

Не менее выразительно описание операции в повести «Собачье сердце». Правда, здесь писатель побеждает врача, говоря: «Выскочили розовые и желтые, плачущие кровавой росоря: «Выскочили розовые и желтые, плачущие кровавой росой ткани». Но записи в истории болезни, которые делает доктор Борменталь, свидетельствуют о глубоком профессионализме и обстоятельности научного исследования.

Не менее важна нравственная позиция М.А. Булгакова — писателя и медика. Один из героев цикла рассказов «Записки юного врача», доктор Яшвин, убивает петлюровского полковника, после того как оказал тому, раненому, первую медицинскую помощь. Главный герой — интеллигент, который страдает от сознания того, что пролил кровь человека. Но ему, врачу, дававшему клятву Гиппократа, мучительно видеть палача, для которого вообще не существует нравственных норм.
Женщина, мужа которой убили по приказанию полковника, увидела в комнате молодого человека с маленьким чемоданчиком в руках — непременная принадлежность врача — и бросила ему в лицо: «Вы, с университетским дипломом и вместе с этой сволочью!».

За этой сценою — позиция писателя-гуманиста. Занятия наукой и безнравственные поступки — вещи несовместимые, как «гений и злодейство». Во второй главе романа «Мастер и Маргарита» мы знакомимся пятым прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. У этого библейского персонажа сильные головные боли. Писатель ставит диагноз, употребляя условное название болезни — «гемикрения». По всем симптомам это мигрень или, возможно, гипертонический криз. Булгаков так передает физическое состояние своего героя, что читатель сам начинает чувствовать вечернюю духоту и жуткую головную боль и с облегчением вздыхает, когда эта боль проходит.

Таким образом, телесная и духовная природа находятся в гармонии, если есть здоровье и физическая крепость. Врач должен свято соблюдать по отношению к больному заповедь: «Не навреди!». Гуманист-писатель в первую очередь должен думать о воспитании души и о том потенциале добра, который содержится в умной и правдивой книге.

М.А. Булгаков стал по-настоящему открыт для русского читателя в конце 60-х годов двадцатого столетия. Значимость его творчества для русской литературы стала очевидна после массовой публикации романов «Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита» и других произведений. Писатель-сатирик, фантаст, психолог, мастер необыкновенно красивого языка, гуманист-философ, он очень популярен среди читающей и мыслящей части населения планеты, независимо от национальности. Совсем не случайно его произведения представляют огромный интерес для выдающихся кинорежиссеров и деятелей театра. Ни преследования, ни временное забвение не повредили репутации Булгакова.