Судьба главного героя романа И.А.Гончарова «Обломов» заставляет размышлять о сложнейших вопросах – о деградации личности, о подлинной дружбе, любви, смысле человеческого предназначения, о свободе воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»; о том, как должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек.
Образ Ильи Ильича – сложный, противоречивый. В герое соединены и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий, простой, великодушный человек, а с другой, – ленивый, апатичный, не приспособленный к жизни, дорожащий только своим покоем. Испытание любовью становится неизбежным для поэтической натуры Обломова, инертной и романтической одновременно.
Любовь меняет облик героя. На его лице «появились даже краски, в глазах блеск», исчезли усталость, скука. Изменяется ритм жизни Обломова: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги». Стремительными и порывистыми стали движения Обломова: «что-то проворно дописывает», «беспрестанно поглядывает», «опять спешит писать», «бросил перо», «схватил букет», «подбежал к окну». После знакомства с Ольгой Обломов увидел себя со стороны: «И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима». Наводя порядок в квартире, Обломов стряхивает пыль и паутину со всей своей жизни, смело и отважно устремляется в мир, полный движений, волнений, страстей. В нем просыпается активная и энергичная натура.
Роман с Ольгой начинается бурно и страстно. Слушая ее пение в первый раз, он «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик…» Вернувшись домой, Обломов не спал всю ночь. Через три дня после знакомства Обломов признается Ольге в любви: «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь» Он всегда мечтал о ровном течении чувства. В грезах Обломова сформировалось убеждение: страсть хороша в стихах да на сцене, она пройдет и останется «дым, смрад». Поэтому после пылкого признания Ольге он сразу пугается: «Ах, что я наделал! Все сгубил!.. Любовь, слезы – к лицу ли это мне?»
Внезапно загоревшись любовью, Обломов внезапно и отрезвляется. В одно утро герой проснулся «без огня», «без желаний». Герой ясно осознал, что любовь Ольги требует от него душевной работы, а он к этому не привык. Он пишет письмо, в котором главными являются слова: «…мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь…»
После этого письма состоялось объяснение между Ольгой и Обломовым. Герой понял, что его послание принесло ему только лишние волнения. Все его мысли сопровождаются ремаркой «зевал». Автор унижает своего героя, описывая, как он идет покорно за Ольгой, «тихо, будто волочит хвост, как собака, на которую топнули». Ключевое слово в объяснении герое по поводу письма – «поблекнет». Обломов предчувствует, что его любовь угаснет. И действительно, любовь становится долгом. Обломову нужно действовать, хлопотать о свадьбе, о строительстве нового дома, но он беспомощен, как ребенок, не приспособлен к пособлен к практической жизни.
Во время последнего свидания с Ольгой, спасая любовь и счастье, Обломов решает, что «сам поедет с поверенным в деревню… займет денег… чтобы свадьбу сыграть». В своих планах он надеется на Штольца, который устроит Обломовку на славу, проведет дороги, построит мосты, заведет школы… Однако Ольга не принимает его заверений и выносит роковой приговор их счастью. Им никогда уже не доведется увидеться, хотя они и сохранят друг к другу нежные и трепетные чувства. Обломов будет искренне радоваться счастью Ольги, когда узнает, что она вышла замуж за Штольца.
После разлуки с Ольгой Обломов долго болел. За это время он получил деньги, распорядился начать строительство дома, оставалось только ему самому поехать руководить стройкой. Однако Обломов остался навсегда в доме, который снимал у Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Здесь он обрел семью. Он заботится о детях Агафьи Матвеевны, как о своих, у него родился сын. Его чувство к Агафье Матвеевне было спокойным и ровным. В любви к ней он не испытывал тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез. В Агафье Матвеевне воплотился наконец «идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».
Итак, любовь к Ольге требовала действий и в случае Обломова была обречена. Обломовщина оказалась сильнее любви. При Пшеницыной герой оставался «Обломовым халата и лежанки». Он выбрал покой. С этого момента начинается деградация личности. Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.