Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком.

А.М. Горький.

Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство глубокого сожаления. Будто теряешь что-то привычное и родное. И, как расставаясь с человеком, оставившим в твоей душе глубокий след, невольно надеешься на новое свидание. Так случилось и со мной. Первый раз я услышала имена Андрея Болконского, Наташи ростовой и Пьера Безухова еще в детском возрасте, поэтому с нетерпением ждала момента, когда мы будем изучать творчество Толстого в школе. Произведение «Война и мир» стало для меня одной из тех книг, которые поражают жизненными и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответы на любые вопросы, объяснит себе непонятное, «подчинится» толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он феномен писателя! Где-то рядом со мной существуют и продолжают свой путь любимые образы, их можно увидеть, обратится к ним с наболевшим. Вновь и вновь перечитываю родные страницы, чтобы еще раз прочувствовать их силу, нежность, власть, трогательность и желание стать лучше, чище, добрее.

Один из самых любимых эпизодов первого тома для меня — знакомство с Наташей Ростовой. Тоненькая, хрупкая девочка, почти ребенок, в своей семье она была для всех отдушиной, радостью, ангелом-хранителем, не прилагая к этому никаких усилий. Живая, веселая, с неизменным блеском в глазах и неподдельным интересом ко всему, что ее окружает, она умела заразить каждого своим оптимизмом. Каждое ее слово, движение продиктовано искренностью и особой интуицией, свойственной только ей. Она делает лишь то, что любит. Поет — и любит, танцует — и снова любит. Она плачет, если плачет дорогая Соня, смеется и уе6луется, если ей этого хочется. Не смотря на свою некрасивость в детстве и юности, Наташа привлекает людей.
Вспомним эпизод, когда ее брат Николай, проигравшись Долохову, возвращается домой отрешенный и разочарованный. Но он слышит пение Наташи, и мрачные мысли покидают его: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она настоящее…»

Самые яркие, трогательные страницы романа, на мой взгляд, посвящены любви Наташи и князя Андрея.

С душою пушкинской Татьяны,
Как горный ручеек, светла,
В его судьбу со строк романа
Ты хрупкой девочкой вошла.

Любовь для героини — сама жизнь, часть ее души. Чувства Андрея Болконского зарождаются, когда он невольно подслушивает ночной разговор Наташи с Соней в Отрадном: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Для князя Андрея открывается чудо, которое таит в себе природа. Он, удивляясь сам себе, неожиданно подмечает, что уже не может оставаться равнодушным к этой девочке. Что-то она пробудила в нем, задела сокровенные струнки его души. Внезапное единение чувств и мыслей возникает на балу: «Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовалсяна радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутренна радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью». С полвзгляда, с полушепота и полприкосновения во время танца они поняли друг друга, и новое чувство, не похожее на другие, вошло в их души.

Так начиналась любовь — большая и настоящая. Я восхищалась этой любовью и поэтому неприятно удивилась, прочитав об измене Натальи с Анатолием Курагиным. Признаюсь, сначала я не могла понять, зачем Толстой повернул сюжет именно таким образом. Но позже я сознала, что не автор хотел этого, сама жизнь, в которой Наташа не смогла бы по-другому, год для нее — слишком большой срок. Толстой не рисует идеальный характер. Наташе тоже свойственно ошибаться, и этим она становится ближе мне. Она открывает душу навстречу чувствам, не думая, что делает.

Вспомним эпизод, когда ее брат Николай, проигравшись Долохову, возвращается домой отрешенный и разочарованный. Но он слышит пение Наташи, и мрачные мысли покидают его: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она настоящее…»

Самые яркие, трогательные страницы романа, на мой взгляд, посвящены любви Наташи и князя Андрея.

С душою пушкинской Татьяны,
Как горный ручеек, светла,
В его судьбу со строк романа
Ты хрупкой девочкой вошла.

Любовь для героини — сама жизнь, часть ее души. Чувства Андрея Болконского зарождаются, когда он невольно подслушивает ночной разговор Наташи с Соней в Отрадном: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Для князя Андрея открывается чудо, которое таит в себе природа. Он, удивляясь сам себе, неожиданно подмечает, что уже не может оставаться равнодушным к этой девочке. Что-то она пробудила в нем, задела сокровенные струнки его души. Внезапное единение чувств и мыслей возникает на балу: «Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью». С полвзгляда, с полушепота и полприкосновения во время танца они поняли друг друга, и новое чувство, не похожее на другие, вошло в их души.

Так начиналась любовь — большая и настоящая. Я восхищалась этой любовью и поэтому неприятно удивилась, прочитав об измене Натальи с Анатолием Курагиным. Признаюсь, сначала я не могла понять, зачем Толстой повернул сюжет именно таким образом. Но позже я сознала, что не автор хотел этого, сама жизнь, в которой Наташа не смогла бы по-другому, год для нее — слишком большой срок. Толстой не рисует идеальный характер. Наташе тоже свойственно ошибаться, и этим она становится ближе мне. Она открывает душу навстречу чувствам, не думая, что делает.


Она не богиня, а реальный человек, живущий по зову сердца, и в конце-концов настоящая любовь все-таки побеждает, берет верх в ее душе.

Андрей Болконский — сложный противоречивый человек. С интересом следила я за его поисками правды и смысла жизни. Пожалуй, князь тоже далек от идеала — его душевные терзания отвлекают от реальности, а порой он становится слишком холодным и властным, но его путь — путь чести.