Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное — состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выступающего как бы доверенным лицом автора.
Некрасовский лирический герой, обладая многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы «новых людей».
Если сам поэт, «ненависть в душе постыдно притая», бывал помещиком в своей деревне, то его лирический герой очищен от этих слабостей, свойственных человеку. Если Некрасов считал, что ему
...борьба мешала быть поэтом,
Песни... мешали быть бойцом,
что он «к цели шел колеблющимся шагом,Для нее не жертвовал собой», то лирический герой его стихов, задыхаясь вместе с народом «без счастья и воли», справедливо отвергая эти мысли, призывает бурю:
С этой ненавистью правою,
С этой верою святой
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой...
Именно лирический герой говорит нам о том, какой могучий революционный дух жил в Некрасове, делал его музу «музой мести и печали», какая жажда борьбы горела в нем, какой честности, чистоты, требовательности к себе был этот человек!
В творчестве Н. А. Некрасова можно выделить определенные темы: изображение тяжелой трудовой жизни русского народа, сатирическое разоблачение всякого рода угнетателей, создание возвышенных образов «народных заступников», темы любви, природы, назначения поэта и поэзии.
Лирический герой каждого из этих циклов глубоко сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призы¬вает к борьбе: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Цель его — «толпе напоминать, что бедствует народ». Даже в интимной лирике, в рассказах о трудной, горькой, порой трагической любви, не перестают зву¬чать гражданские мотивы («Зине», «Еду ли ночью...
«...Не будет гражда¬нин достойныйК отчизне холоден душой...» Поэтому так полны боли за угнетенных и несправедливо оби¬женных многие стихотворения. Некрасов, «редким чутьем чуявший русскую жизнь» (Н. С. Лесков), видел везде вопиющую несправедливость, когда каждый, имеющий власть, старается обмануть мужика. И уп¬равляющий-немец из «Забытой деревни», и жестокий помещик из стихотворения «Родина», и чиновник из «Размышлений у парадного подъезда», и не только граф Клейнмихель, но и каждый «грамотей-десятник» («Железная дорога»). Поэтому всюду слышится стон мужика: «где народ — там и стон...».
И народ, русские крестьяне, в которых встретишь такую удаль и находчивость при совершенном отсут¬ствии хвастовства, такое трудолюбие, доброту, отзыв¬чивость, остроумие и, главное, мужество, — этот народ терпит. Поэт негодует:
Чем был бы хуже твой удел,
Когда б ты менее терпел!
Он в то же время чувствует боль за это бесконечное терпение русское:
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Все претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда!..
Сколько горькой любви вложено в образы крестьян! Вот сгорбленный от непосильной работы больной работы больной бе¬лорус... Нет, он умер, это тень его, обгоняя поезд, заглядывает в окно. Но даже и тень «механически ржавой лопатоюМерзлую землю долбит». Сам пре¬клоняясь перед чудесными качествами крестьян, Не¬красов учит читателя уважать и ценить русского мужика:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Не выражение «тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг» должны быть на лицах этих тружен и ко в, а чувство собственного достоинства, гордость за свой великий труд, Но Некрасов, горячо любящий народ, показал жизнь его «без всякого смягчения» (Н, Г.

Многие писали о народе, вспомним, хотя бы «Пу¬тешествие из Петербурга в Москву» Радищева, но тема «страданий народа» не стареет. И цель настоя¬щего поэта-гражданина — посвятить «лиру... народу своему». А это значит показать все «свинцовые мер¬зости жизни»: и бедствия народные, и виновных в этом, тех, кто хищнически наживается на отсталости народа. Таковы стихотворения «Секрет», в котором московский богач рассказывает о своей «воровской жизни», «Нравственный человек», герой которого по своему тиранству сходен с Иудушкой Головлевым: за алтын губит товарища, до смерти засекает крестьяни¬на. Да что говорить о мужиках, коли он родную дочь продал старику, отчего она зачахла и через год умерла!
Действительно, стихи Некрасова — «свидетели живые за мир пролитых слез полны страстности, него¬дования, едкой сатиры.
Поэт призывает бурю расплескать «чашу народного горя». Он не отделяет себя от народа:
Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
Будто сам поэт задыхается без воли, так близко к сердцу принимает он страдания народные.
Лирический герой и автор едины в цикле стихотво¬рений, посвященных Белинскому, Добролюбову, Пи¬сареву, Чернышевскому, Шевченко. Поэт преклонялся пред теми, кто шел «в огонь за честь отчизны,За убежденье, за любовь». Образ «народного заступни¬ка» всегда вдохновлял Некрасова, его лирический ге¬рой был таким. «Учителем» для него был Белинский, который многих «гуманно мыслить научил».
«Какой светильник разума угас!Какое сердце биться перестало!» — так сказал Некрасов о Добро¬любове. О «народных заступниках» поэт писал:
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет...
Во многих стихотворениях поэт воспел образ рус¬ской женщины и Родины.

..коня на скаку остановит, В горящую избу войдет». И хотя Некрасов видел «убогую» и «забитую» Русь, он глубоко верил:
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом («Вчерашний день, часу в шестом...»), поэтому так близка она по выражению к народным песням. Восприняв эти традиции, поэзия Некрасова нередко сливается с песней, в которой «душа русского народа». Многие свои стихотворения поэт прямо называет песнями: «Песня Еремушке», «Песни о свободном слове», «Голодная», «Соленая» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»).