Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию, потому что сейчас наше общество остро ощущает, что никакие социальные перемены сами по себе не приводят автоматически к тому, чтобы духовный мир людей стал качественно иным. Нельзя создать “нового человека” ни за год, ни за десятилетия, пока не добьемся, чтобы люди нравственно перестроили каждый сам себя. Писатель призывал каждого человека к нравственному самоусовершенствованию как к необходимому условию прогресса всего человечества. В романе “Война и мир” эти мысли Толстого воплощены в нравственных исканиях его любимых героев, в их духовной красоте, в красоте человеческих отношений.
Взаимоотношения лучших толстовских героев пронизаны нравственной одухотворенностью. Особенно ярко это проявляется в семейной жизни. Так, с большой авторской симпатией описана семья Ростовых. Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей.
Без глубоких семейных привязанностей лучших героев Толстого просто невозможно представить. Но дело не только в этом. Наташа и Николай, Пьер и княжна Марья душевно расположены ко всем людям без исключения и ожидают от каждого ответной доброжелательности. Петя Ростов, попав в партизанский отряд, проявляет восторженную симпатию не только к хорошо и давно знакомому ему Денисову, но и ко всему его окружению, заботясь даже о пленном французском мальчике.
Умение понять другого человека, умение прощать, доверчивость и благожелательность Л. Н. Толстой считал лучшими качествами русского человека. Эти качества свойственны многим героям “Войны и мира”. Так, обращаясь к солдатам в день Красненского сражения, Кутузов говорит, показывая на пленных французов, что теперь их и пожалеть можно, они же люди. И в лицах русских солдат он читает сочувствие и понимание.
Способность “любовно жить” в единении со всеми показана в образе Платона Каратаева. Много переживший в плену Безухов отогрелся душой возле этого простого русского крестьянина, в котором ему чувствовалось что-то “приятное, успокоительное и круглое”. Такое выражение ласки и простоты было в лице Каратаева, что растроганный Пьер чуть не заплакал.
Живой контакт человека с теми, кто оказался рядом, — норма поведения любимых героев великого писателя. Чаще всего связи между персонажами романа осуществляются при помощи взгляда, интонации, же ста, улыбки. Наташа Ростова мучается оттого, что не может в письмах к князю Андрею передать и тысячной доли своих чувств — ведь она привыкла выражать их голосом, улыбкой и взглядом.
Общение героев “Войны и мира” характеризуется прежде всего светлыми, радостными чувствами, ему часто сопутствует добрый, веселый смех. Жизнерадостный смех звучит в романе не только в эпизодах мирной жизни, но и в эпизодах, посвященных военным действ романе не только в эпизодах мирной жизни, но и в эпизодах, посвященных военным действиям. Этот добрый смех способствует соединению людей. Так, Пьер одною своею доброю улыбкой и кстати сказанной шуткой мирит тех, кто ссорился.
Герои Толстого иногда влияют на окружающих непроизвольно, сами не замечая своего воздействия. Почему встреча князя Андрея с Наташей изменила всю его жизнь, духовно возродила его? Потому что душа ее была распахнута в мир. Потребность открыть себя другим — одна из главных черт людей, близких писателю.
Душевно близкие Толстому герои способны к искреннему раскаянию, к признанию своих ошибок. Поразительно описаны страдания княжны Марьи после смерти ее отца, когда она даже не смеет молиться Богу, вспоминая о своих грешных мыслях по поводу капризов старого князя. Глубоко раскаяние Наташи после увлечения Анатолем за то зло, которое она причинила князю Андрею. Духовное величие Пьера раскрывается после дуэли с Доло-ховым, когда он содрогается от мысли, что чуть не убил человека.
Привлекательность человеческих отношений, изображенных в романе “Война и мир”, не может не трогать сердце современного читателя. В наш “жестокий век” нам есть чему поучиться у героев этого произведения. Доброта и совестливость, душевная расположенность людей друг к другу, нравственное единение — эти идеалы писателя, обращенные к каждому человеку, заставляют задуматься о своей жизни и взаимоотношениях с другими людьми.