План работы:

1. Вступление
2. Основная часть
2.1. Поместье Плюшкина
2.2. Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление
2.3. Путь Плюшкина к полной деградации
2.4. Влияние близких людей на судьбу главного героя
2.5.Внешний облик помещика Плюшкина
2.6. Роль Чичикова в раскрытии образа Плюшкина
3. Заключение




























1.Вступление

У Н.В. Гоголя множество впечатляющих произведений, но ни одно из его произведений не вызывает столь бурных эмоций, как поэма «Мёртвые души». Его же можно считать ярчайшим в его творчестве. И дело даже не в самом названии, хотя оно, безусловно, интригует читателя, вызывая недоумение: как душа, неотъемлемо считающаяся признаком жизни человека, может быть мёртвой? Мы же обычно называем что-то мёртвым, если оно уже не подлежит восстановлению, оживлению, а душа всегда характерна живому существу. Возможно дело в горькой реалистичной правде, какую он показывает нам, читателям, выставляя всю непригожесть и неказистость света, более того, безусловно, восхищает мастерство Гоголя при создании образа героев. В своём романе автор раскрывает нам картину того времени: помещичий произвол и упадок хозяйств, кутёж их владельцев и безрадостное положение крестьян, и, наконец, смышленость, помогающая проворачивать низкие, жульнические делишки.
Автор мастерски описывает шесть типов, шесть характеров, шесть разных человеческих судеб, каждая из которых по-своему трагична. Каждый из них опустившийся по своему человек, но наибольшему моральному упадку подвергся Плюшкин, обладающий незаурядной судьбой, постепенно выведшей его на эту дорогу. Автор осуждает помещика, не способного больше биться за свою фортуну, считая, что вина этому явлению лишь внутренняя лень да нежелание бороться.
Гоголь не скрывает от нас никаких мелочей, дабы мы смогли получить полную картину жизни и быта Плюшкина. Он называет его «прорехой на человечестве» , совершенно не жалея того. Но я не могу согласиться с мастером, ведь Плюшкина не «прореха на человечестве», а обиженный и обделённый светом человек. И я считаю, что не столько сам герой виноват в своём положении, а семья и общество, его окружающее, не смогли его ни поддержать, ни помочь преодолеть трудности, ни вытащить его из этого страшного омута.

2.Основная часть
2.1.Поместье Плюшкина

Имя помещика Плюшкина стало нарицательным для обозначения скупости и моральной деградации. Этот образ становится последней ступенью вырождения помещичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика. Основной деталью становиться «какая-то особенная ветхость» и запустение, когда-то прочных домов. Всё в его деревне было «темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич» . Дом же Плюшкина также не отличался от общей картины разорения и пустоты: «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами он был в один этаж, местами в два . Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна с своей стороны были тоже подслеповаты …». На самом деле, это весьма примечательная деталь – окна; для дома – это его глаза, и, они выражают общее его состояние; сам же хозяин – обладатель очень похожих глаз: «маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…». Гоголь рисует настолько правдивую картину, что не возможно в неё не поверить; именно глаза выдают Плюшкина, кажется, что он ещё вполне живой человек, со своими эмоциями и переживаниями, но которые он очень успешно скрывает и от окружающих, и от себя самого.

2.2.Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление

Я с негодованием слышу в его адрес слова – обвинения и не могу понять, почему люди с непониманием относятся к его беде. Плюшкин – это жалкий человек, чья жизнь трудна, а порой и невыносима. Из трудолюбивого хозяина он поневоле превратился в холодного скупца. Но его превращение отнюдь не было безболезненным для него самого, потому что, в конце концов, он стал противен самому себе. Гоголь изо всех сил старается представить нам Плюшкина заплесневелым сухарём, не способные на чувства, но мне кажется, что существует ещё один взгляд на эту проблему, выявляющий, что на самом деле Плюшкин чувствителен, но просто прячет эмоции не только от посторонних, но и от самого себя! И делает это сознательно! Скупой предметный мир Плюшкина свидетельствует о гнилости и упадке
Причиной его полного разорения является не мотовство и не безделье, а болезненная скупость, автор называет его «прорехой на человечестве», но этот герой не только не вызывает смеха у меня, скорее с ним можно связать чувство разочарования. Мне не понятны те люди, которые с завидным упорством обвиняют Плюшкина, чуть ли не во всех смертных грехах, мол, он такой опустившийся и о дочери своей плохо отзывается, и за хозяйством не следит, и одевается, «как бесполое существо». Ну почему люди не могут с пониманием отнестись к этому и без того обиженному судьбой человеку?! И так из зажиточного, успешного человека он вынужден был превратиться в «скупого рыцаря», но ведь это не значит, что это изменение легко далось ему! Ведь это же видно, что его гнетёт эта обстановка, а это наивно-детское желание утащить всё, что не найдёт, себе домой?! Это же бедный человечек, которого настолько довела и замучила жизнь, что он просто решил спрятаться в свою небольшую «раковинку», потому-то у него и окна все закрыты, что бы ни видеть уж света этого, такого непримиримого по отношению к нему! Гоголь пытается представить перед нами человека, который настолько опустился, что уже и не обладает никакими чувствами, но это далеко не так! Ведь при вспоминании старых знакомых и гимназических лет «на этом деревянном лице (Гоголь, видимо, оттого называет его лицо деревянным, что Плюшкин не раскрывает своих эмоций) скользнул какой-то деревянный луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства».