Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Все вложено в эту книгу: ум, сердце,
молодость, мудрая зрелость, минуты
радости и горькие часы без сна -вся
жизнь прекрасного, гениального и ве-
селого человека.
Н.Долинина.

Из книги "Прочитаем "Онегина" вместе".

План.

1.Вступление. "Евгений Онегин"- "энциклопедия русской
жизни".
2. Основная часть. Сатирическое изображение дворянства в
романе.
1) Пустая жизнь светского общества Петербурга.
2) Косность и консерватизм московского дворянства.
3) Поместное дворянство:
а)сравнение его с дворянством столичным;
б)отсутствие высоких интересов;
в) барский произвол;
г) подражание иностранному, боязнь нового.
4) Отношение автора к дворянству.
3. Заключение. Продолжатель сатиры Фонвизина.

Роман "Евгений Онегин", мне кажется, занимает центральное
место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по
размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, ха-
рактеров, картин, мест. Оно оказало огромное влияние на ста-
новление русского реализма. Писатель работал над ним более
восьми лет.
За широту изображения русской жизни, за глубину типи-
ческих образов и богатство мыслей В.Г.Белинский назвал его
"энциклопедией русской жизни". По нему, действительно, можно
судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века.
Хотя это время подъема национального самосознания, начало ор-
ганизованного революционного движения, абсолютное большинство
дворянства не было затронуто этими процессами. Только по мяту-
щейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можно
увидеть в романе эти явления ( я не говорю о 10 главе).
Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального
дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пусто-
ту, "блеск и нищету" петербургского дворянства. Вот отец Оне-
гина, который "давал три бала ежегодно и промотался наконец".
Вот и сам Онегин, который "легко мазурку танцевал и кланялся
непринужденно", и "свет решил, что он умен и очень мил". Дни
его проходят весело, "три дома на вечер зовут". Он легко
вписывался в высшее общество, где присутствуют "необходимые
глупцы", "моды образцы", "с виду злые дамы", "неулыбающиеся"
девицы. Балы, обеды, детские праздники и прочее- вот основное
времяпровождение. Жизнь "однообразна и пестра", и "завтра то
же, что вчера".
Московское дворянство тяжеловеснее. Хотя и здесь:

Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс...

Неудивительно, что Татьяне "душно здесь". Московские зна-
комые Лариных наперебой говорят о том, как выросла Таня. Сами
они, однако, не меняются. Пушкин с убийственной сатирой гово-
рит:
Но в них не видно перемены;
В них все на старый образец...

И дальше начинает перечислять их "неизменные" качества
так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой
поразительной пустотой, да еще с "прикрасой легкой клеветы".
Правда, "они клевещут даже скучно". Несколько строф, и навеки
запечатроф, и навеки
запечатлены и эпоха, по словам Л.Толстого, самые выгодные
условия жизни, но который истратил их на балы, праздники, дуэ-
ли.
Поместное дворянство всегда считалось главной опорой тро-
на. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич.
Перед нами проходит галерея образов и типов. Как ни убога
жизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же,
на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже толь-
ко потому, что большинство из них занимаются хозяйством, а
значит, имеют дело в руках. Ведь у высшего света дела-то ника-
кого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием
крестьян, тоже немало. Вспомним "Забытую деревню" Некрасова.
Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образ
жизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтому
здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Ленский и
Татьяна.
Но все-таки какая поразительная убогость! Смотря глазами
образованного человека, Онегина, мы видим портреты сельских
прожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который "лет сорок с
ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил". Вот помещики,
которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей
родне. Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов,
подражание иностранному, боязнь нового и какая-то душевная
лень- вот характерные черты многих из них. Их образование име-
ет как бы очень внешний налет. Так, мать Тани умела "русский
Н, как N французский", произносить в нос, знала иностранных
авторов не потому, что их прочла, а потому, что московская ку-
зина твердила часто ей о них. Подражание иностранному у многих
проявляется даже в смешных мелочах.
Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они за
людей не считают. В них много жестокости, причем часто неосоз-
нанной. Это то, что поэт назвал "барство дикое". Так, мать Ла-
риной сама "служанок била осердясь".
Все они боятся нового, что может ограничить их власть.
Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...

Соседи-помещики увидели в этом "страшный вред", а его
ославили, как "опаснейшего чудака".
С другой стороны, в этих людях видно и то, что не может
не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых
русских традиций.
И столичное, и поместное дворянство видится в остросати-
рическом плане. При всем различии их объединяют паразитизм,
убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других лю-
дей, пустое провождение времени, сплетничество и прочее.
Пушкин открыто смеется или иронизирует над этим общест-
вом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с
умилением вспоминает свои забавы. Будучи сам человеком дела,
он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя,
конечно, и не чурается ее.

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей,-

говорит он. Но ведь прежде-дельным!
Несомненно, в этом своем романе, как и в других произве-
дениях ( например, "Капитанская дочка" в сценах воспитания
Гринева ), он является продолжателем сатиры Фонвизина так же,
как и Грибоедова.