В. Г. Белинский писал о романе Пушкина «Евгений Онегин»: «Прежде всего, в «Онегине» мы видим поэтически
воспроизведенную картину русского общества… в том виде, в котором оно находилось в избранную им эпоху, то есть в
двадцатых годах текущего столетия».
Как «Онегин» Пушкина, так и «Мертвые души» Гоголя, позволяют оказаться как бы внутри той жизни. Мы имеем возможность
почувствовать себя участниками тех событий и жизни поместного дворянства времени Пушкина и Гоголя. Отношение Пушкина к
обитателям помещичьих усадеб неоднозначно. В описании патриархального быта и морали провинциального дворянства звучит
насмешливая интонация. В «Онегине» ясно прослеживается отрицательное, осуждающее отношение Пушкина к крепостническим
отношениям. Не случайно среди гостей Лариных оказывается многочисленное семейство помещиков Скотининых. Отношение к
поместному дворянству смягчено их более деятельным образом жизни. Они сами ведут хозяйство. Отличаются от столичных
дворян большей простотой, естественностью и терпимостью в отношениях. На балу у Лариных представлена целая галерея ярких
образов местных помещиков. Жизнь их в помещичьей усадьбе близка к природе, к традициям и обычаям русского народа. В
эпоху написания романа жизнь большей части населения страны проходила именно в границах помещичьих усадеб.
По мнению Пушкина, близость к культуре и жизни народа, страны является основой нравственных идеалов, глубины и
богатства общества тоже определяется её близостью к народной жизни. Культура, оторванная от национальной истории, пуста.
В деревне жизнь течет неторопливо и без суеты, немного сонно, но не однообразно. Семья Лариных, с разными по характеру
дочерьми, Ольгой и Татьяной, с матерью, бесконечно хлопочущей по хозяйству, с гостями: романтическим Ленским, Зарецким –
буяном, картежной шайки атаманом. Это семейство является типичным и ярким образом провинциальной дворянской семьи.
Прекрасный образ няни Татьяны делает картину деревенской жизни более глубокой, показывает источник цельного и глубокого
характера Татьяны. Этим источником является русский народ.
Совершенно иную картину жизни помещичьего дворянства мы видим в «мёртвых душах» Гоголя. Всех помещиков объединяет
низкий культурный уровень, безличие и жестокость по отношению к крепостным «душам», вверенным им, и убогая, замкнутая на
себе, жизнь в усадьбах. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, демонстрирую перед читателем яркую черту,
развившуюся под действием паразитического образа жизни и мысли. Манилов – это беспочвенный мечтатель, Коробочка – тупой
хозяйственник, Ноздрев – жизнелюбец и излучатель неуёмной и буйной энергии, Собакевич – цепкий и грубый искатель и
преследователь своей выгоды, Плюшкин – бессмысленный стяжатель и накопитель.
Герои Гоголя предстают перед читателем в определенной последовательности. Писатель показывает постепенную деградацию
души, вызванную и бесцельностью существования поместного дворянства, и бесконтрольным владением «душами», богатством,
землей. Процесс духовного распада типичных представителей помещичьих усадеб середины девятнадцатого века Гоголь
показывает через «родством» людей, животных, предмесс духовного распада типичных представителей помещичьих усадеб середины девятнадцатого века Гоголь
показывает через «родством» людей, животных, предметов обихода. Все они несут отпечаток личности хозяина усадьбы. «И я
тоже Собакевич!» - заявляет «каждый предмет» в доме этого героя.
Гоголь видит главную опасность для человека в пошлости, в омертвении души, в моральном одичании. Всё в жизни – и
государственной, и частной – зависит от духовного состояния общества, от нравственных качеств людей, образующих это
общество. «Гибнет земля наша… от нас самих», - сокрушается писатель.
Вопрос о будущем России волновал и Пушкина, этот же вопрос стоит и в поэме «Мертвые души» Гоголя.
«Русь, куда же несешься ты?» - обращается Гоголь к «птице – тройке» - русской душе, символу национального характера,
которая сбилась с пути и трясётся по «бездорожью». Но писатель верит в великое будущее страны, в финале показывая
преображенную «птицу – тройку», летящую без преград.
В «Евгении Онегине» Пушкин дает полную картину жизни России двадцатых годов девятнадцатого столетия. Белинский назвал
роман «энциклопедией русской жизни».
Поэма «Мёртвые души» - вершина творчества Гоголя. Сам Гоголь признавался, что поэма – это долг перед памятью Пушкина.
«Мертвые души» - это исследование русской жизни второй четверти девятнадцатого века.
В обоих произведениях прослеживается сходство типичных представителей поместного дворянства.
Кто знает, не погибни Ленский на дуэли, не превратился бы он в обходительного, с приятными чертами лица Манилова?
Как предсказал сам Пушкин:
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат…
Суетливая и хозяйственная Коробочка напоминает постаревшую мать Татьяны Лариной, которая «солила на зиму грибы, вела
расходы, брила лбы…»
Катил Ноздрева вполне можно представить в буяновском «картузе с козырьком».
Очень похожи хозяйственный Плюшкин и «владелец нищих мужиков» Гвоздин.