Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» — великое произведение, написанное в первой половине
XIX века. Вот уже на протяжении полутора веков оно ставится на сценах различных театров нашей страны. Это произведение — меткий укол в самое больное мес-то — глупость и невежество народа, который всех и все-го боится. В этой комедии нет ни одного положитель-ного героя. Все персонажи комедии подвергаются жес-токой критике автора. Основному удару подверглось чи-новничество, которое представлено рядом взяточни-ков, глупцов и просто никчемных людей, которые раз-воровывают и пропивают городское имущество.
Это поистине бессмертное произведение чарует нас своей красотой и легкостью написания, смелостью и но-ваторством, глубоким и тонким юмором, сюжетной ли-нией и композицией, идейным смыслом, который будет всегда актуален. Многие фразы из этой комедии вошли в нашу повседневную речь и переросли в пословицы и поговорки: «... к нам едет ревизор», «Выздоравливают, как мухи», «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь» или, например, эпиграф комедии «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Однако есть и менее известные и употребляемые выражения, как-то: что же такое «хлес-таковщина»? Она является производной от имени глав-ного героя произведения — Хлестакова.
Хлестаков — молодой человек, плут, мошенник, лю-битель покутить, и поэтому у него почти никогда не было денег, каково же было его удивление, когда ему все начали давать деньги и всячески его опекать. Разгадка крылась в том, что его приняли за ревизора, который должен был приехать и проверить результаты деятель-ности городского правления. Характерной и наиболее значительной чертой характера Хлестакова является вранье, с помощью которого он заставляет трепетать местных чиновников перед его, ничего не значащей, персоной. Однако, несмотря на всю эту никчемность, у Хлестакова хватает ума удалиться победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных. Сделал он это с подсказки своего слуги — Осипа. Возможно Хлестакова даже можно рассматривать как отчасти по-ложительного героя, потому что «зло» было наказано, а Хлестаков удалился победителем. Плохо же то, что Хлестаков почувствовал себя безнаказанным и сможет в будущем и дальше играть на страхах чиновников-взя-точников.
Такое явление, как «хлестаковщина», было вызвано тем политическим и социальным строем, в котором жил и сам Гоголь. В этой комедии мы видим всю боль авто-ра, который болеет за Россию и не может безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царят в чи-новническом кругу. Гоголя окружало общество, где пра-вили жадность, трусость, ложь, подражание, ничтоже-ство интересов, пренебрежение учебой и люди, гото-вые на любые подлости для достижения своей цели, го-товые утопить все и всех, общество, где преклонялись не перед умом, а перед богатством. Все это и породило такое явление, как «хлестаковщина». «Хлестаковщина» это уже не ассоциация с самим Хлестаковым, а само яв-ление, которое его породило. Люди, похожие на Хлес-такова, были и будут всегда, но их цели и меры меняют-ся с течением времени. Гоголь отобразил извечные про-блемы России и соединил их в образе Хлестакова и чи-новничества. Гоголь понимал, что изменить он ничего не может, он хотел лишь обратить наше внимание на эти проблемы. Против всего этого невежества выступа-ют умные и образованные люди, однако их слишком мало, и они не могут многого добиться в жизни, так как всем в мире управляют такие, как Хлестаков или город-ничий