Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственной

темы работы, необходимо установить, в каком смысле понимать

слова хаос и космос в отношении поэзии Тютчева. Хаос,

понятие окончательно оформившееся в древнегреческой

философии - это трагический образ космического

первоединства, начало и конец всего, вечная смерть всего

живого и одновременно принцип и источник всякого развития,он

неупорядочен, всемогущ и безлик. Космос же - это мироздание,

понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в

соответствии с определенным законом вселенная, живое,

разумное существо, вместилище космического ума, души, тела.

Здесь же мы коснемся вопроса, связанного с

определением поэзии Тютчева как философской лирики. Ведь

если мы говорим о выражении в поэзии таких философских

понятий как хаос и космос, то она становится сродни

философии, но не может стать самой философией. Однако, в

лирике поэт выражает своеобразие своего художественного

переживания не только в невыразимом колорите своего

творчества, но и в характере подбора и формирования

определенного материала, или "нуждается в извлечении из мира

всего соответствующего своей натуре". Если этот материал

пересекается с тематикой философских проблем, то уже можно

говорить о философской лирике. Но,в философии и поэзии

различается в первую очередь способ использования языка. В

философском поэтическом произведении имеется не развитие

мысли, не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее

означение, декларирование философемы, которая живоописуется

- 2 -

словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в

переживании, в эмоциональных, художественных, "ощутительных"

образах. Содержание бытия открывается непосредственно через

образы. Естественно, что без дарования поэта рифмованные

строчки не будут представлять собой истинного

художественного произведения.

Тютчев был поэтом, в творчестве которого соединились

"величайшая яркость и обрисованность объективно-эпического

момента поэзии, ее идейного содержания, с исключительной

силой и богатством ее лирико-музыкального элемента". Первая

черта лирических произведений Тютчева - всеобщее предметное

чувство, носящее космический характер. Это чувство носит

объективный и реалистический характер. Поэт мог бы

ощущать все явления предметного мира в себе, полагать, что

природа откликается на его настроения. Тютчев же чувствовал

себя в мире, для него все чувства и настроения - проявления

космического бытия как такового. Целостная жизнь, физические

явления воспринималась им как жизнь самой природы, самих

вещей, космоса, "как состояние и действие живой души".

Природа есть для него сама по себе комплекс живых

страстей,сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, который

послушен воли художника:

Не то, что мните вы, природа -

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
в ней есть любовь, в ней есть любовь, в ней есть язык.

Даже там, где основная тема произведения - явления

- 3 -

личной внутренней жизни, они представляются поэту

проявлением жизни и чувств всего космоса. Душевная жизнь

ощущается им как область, входящая в порядок объективного

бытия и подчиненная космосу, "внешний свет природы

становится внутренним светом разума и сознания". У Тютчева

душа "бьется на пороге как бы двойного бытия", порыв радости

представляется как проникновение стихии в душу человека

("как бы эфирною струею по жилам небо потекло"), старческая

любовь есть вечерняя заря на потухшем небе, страстное

томление девушки - рождающееся сгущение атмосферы перед

грозой, а слезы - "капли дождевые зачинающей грозы". Это не

просто образы, а восприятие их подлинно космической природы,

то что было названо Франком "космизацией души"- перенесение

в личную жизнь категорий космического порядка.

Следует подчеркнуть, что предметное чувство поэта

направлено на природу как целое, и каждое проявление жизни

для него есть символ великого и невыразимого целиком

космического единого, некого "иного" - космоса в философском

смысле этого слова. Поэзия Тютчева делает конкретные

впечатления жизни в ее целом предметом восприятия,

художественным центром, вокруг которого расположены частные

поэтические идеи. Здесь - своеобразная художественная

"религиозная философия", проявляющаяся в общности и вечности

ее тем - времена года, день и ночь, свет и тьма,

любовь,море, душа, - все это у Тютчева предмет

художественного описания в своей общей, стихийной природе.

Даже отдельные переживания связываются с общим, вскрывается

космическая сторона жизни. Это может достигаться как прямым

указанием на присутствие высших сил (здесь гроза -

- 4 -

проявление демонических сил):

Одне зарницы огневые

Воспламеняясь чередой,

Как демоны глухонемые

Ведут беседу меж собой.

либо посредством эпитетов, зачастую пародоксальных -

"звучные волны ночи,гремящая тьма, поющие деревья" и т.п.,

которые у Тютчева представляют собой "приемы классификации

явлений, превращение разрозненных моментов в необходимые,

внутренне согласованные обнаружения проявлений вечных начал

космоса".

Осознание в творчестве всего как единого и признание в

видимом духовного начала означает пантеизм. Однако, само

конкретное содержание жизни космоса мыслимо лишь на основе

многообразия, и в лирике Тютчева необходимо присутствуют

мотивы двойственного порядка. Действительно, при обращению к

всей его поэзии мы ясно видим как эта двойственность

пронизывает все ее содержание. Наиболее яркий пример -

стихотворение "День и ночь":

.............................

День - сей блистательный покров -

День - земнородных оживление,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

Но меркнет день, насталаночь,-

Пришла - и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Собрав, отбрасывает прочь.