Высокая гражданственность творчества великого русского писа-теля Николая Васильевича Гоголя проявилась прежде всего в разо-блачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить. С негодованием гово-рит Гоголь о бесчеловечном вельможе из (). Этот холодный равнодушный министр в ответ на просьбу инвалида Отечественной войны 1812 года о вы-даче ему пенсии распорядился, чтобы Копейкина выселили из сто-лицы. Не менее бездушны представители светского общества из по-вести . Разве не достойны они обличительного слова?! Го-голя как гражданина потрясала мысль, что вещь может быть доро-же человеческой жизни, что великодушных поступков становится все меньше и меньше.Важное место в творчестве Гоголя занимал . Гоголь, изображая горестную жизнь простых россиян того времени, как бы предъявлял счет виновникам такого положения личности в обществе. Виновниками же были власть имущие люди, которые считали себя вправе не думать о каждом бедном Башмач-кине. Хотя это входит в прямую обязанность государственных людей.По количеству сарказма и критики, вылитой на головы казно-крадов, подхалимов, взяточников, бюрократов, самодуров, Гоголь, по-моему, не превзойден.Достаточно вспомнить комедию , где изображено чи-новничество уездного города во главе с городничим, или поэму . Оба произведения создают широкую панораму российского общества, погрязшего в пороках, невежестве, в пре-ступлениях против свободы человеческой личности. Вот почему нам так дорог великий писатель-гражданин, не захотевший ми-риться с печальными явлениями русской жизни того времени.Не только нравственное отставание от высших идеалов, сковав-шее русское дворянство, удручало Гоголя. Сама скука паразитиру-ющего стана имущих вызывала в Гоголе гражданский протест.Писатель вывел целую галерею помещиков-уродов. До какой степени нищеты и разорения довели своих крестьян эти Собакеви-чи, Маниловы, Плюшкины.Изображая тяжелый, бедный быт крепостных крестьян, Гоголь нещадно критикует их хозяев. Писатель как бы говорит обществу, что нечего удивляться появлению в России дядей Митяев и Меня-ев, дворовых девочек Палашек, которые не знают даже, где лево, где право, ибо такова жизнь. развенчала духовное убожество дворянства. - говорит Гоголь, заканчивая по-весть о двух Иванах, запутавшихся в собственных бессмысленных жизнях.Однако рядом с горькими откровениями в произведениях писа-теля живут и очень достойные люди. Деспоты не смогли заглушить благородных качеств народа. Мужественных, духовно стойких, от-важных и щедрых людей показал писатель в образах Степана Проб-ки, Абакума Фырова, Максима Телятникова и каретника Михеева. А какую душу не порадуют широтой натуры, благородными уст-ремлениями, огненными темпераментами герои повести !Прошлому и печальному настоящему великий писатель проти-вопоставляет великое будущее нашей Родины: Так верить в свой народ и предсказывать его будущее величие мог только вели-кий гражданин России. А его вдохновенный, поэтический образ птицы-тройки, которая несется вперед и перед которой ! Разве это вос-клицание не достойно принадлежать устам великого государствен-ного мужа!Нам, соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого учиться граждански, которая несется вперед и перед которой ! Разве это вос-клицание не достойно принадлежать устам великого государствен-ного мужа!Нам, соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого учиться гражданскому чувству. Это обращаясь к нам в будущее. Гоголь говорил: .