«Горе от ума» - оригинальная, высокохудожественная, общественно значимая, нравственно-социальная комедия. А.С.Грибоедов работал над своим главным произведением несколько лет. Окончательная редакция была завершена осенью 1824 года. В пьесе нашла свое отражение конкретная историческая ситуация. Каждый образ в комедии отражает сущность реальных общественных типов своей эпохи. Они не выдуманные, не абстрактные, а глубоко жизненные.
В произведении происходит взаимодействие двух конфликтов: любовного, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликта общественно- идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. С точки зрения проблематики на первом плане – конфликт между Чацким и фамусовским обществом, противоречие между граждански активной личностью и общественно пассивным, реакционным большинством.
Фамусов – одна из центральных фигур в комедии. Это яркий представитель «века минувшего», он проповедует и защищает жизненную философию «отцов», т.е. тех, кто имеет консервативные взгляды. «Отцы» в пьесе – высокопоставленные чиновники и в то же время богатые помещики. Они заинтересованы в сохранении самодержавно-крепостнической системы, выступают против свободы слова и просвещения. «Отцы» - правящее сословие, в их руках сосредоточена власть. Служебное положение Фамусова достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте». Именно от него зависит материальное состояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, «протекции» молодым чиновникам и пенсии старикам. Естественно, Фамусов и другие московские «тузы» выступают за сохранение своего привилегированного положения.
Фамусов – убежденный защитник всего застойного. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, «как делали отцы», учиться, «на старших глядя». Герой восхваляет московские нравы, неизменные век от века:
На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, -
Тот и жених.
Особый восторг у Фамусова вызывают старички:
Поспорят, пошумят, … и разойдутся
Прямые канцлеры в отставке по уму.
По мнению героя московских дам можно отправить «командовать в Сенат», а их дочки – «патриотки», потому что «так и льнут к военным». В жизненных убеждениях Фамусова пороки превращаются в достоинства, а «пороками» объявляются новые, свободолюбивые мысли и намерения. Главный «порок» - «ученость», избыток ума. Основой практической морали порядочного человека он считает глупость и шутовство. О «смышленом» Максиме Петровиче Фамусов говорит с гордостью и завистью: «Упал он больно, встал здорово». Фамусовское представление об «уме» - приземленное, житейское. Умен тот, кто сумел устроиться, сделать карьеру за счет покровителей.
Фамусов, как и все «отцы», отождествляет «ученость» с «вольнодумством». В просвещении он видит огромную опасность:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Главный вопрос для фамусовскогообщества – вопрос общества – вопрос о службе. Все в этом кругу мечтают «достигнуть степеней известных», обеспечить себе безбедное существование. К людям, которым это удается, например к Скалозубу, Фамусов относится с одобрением. А Чацкий по его шкале ценностей – «пропащий» человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит. «Но захоти – так был бы деловой», - замечает Фамусов. Герой не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Фамусов хотел бы, как все «отцы», «и награжденья брать, и весело пожить». Использование служебного положения для Павла Афанасьевича стало «золотым» правилом:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!…
Общественное мнение для Фамусова свято. Он боится огласки и с горечью восклицает: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Фамусов живет по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Вот почему он, встречая Скалозуба, завидного жениха для Софьи, лебезит и суетится перед ним; желая угодить, теряет всякую важность.
Образ Фамусова воплощает особенности жизненного уклада самодержавно-крепостнической бюрократии – «отцов», охранителей существующих порядков. Старый мир в пьесе автор обличает, осуждает. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог, где он выступает яростным защитником «века покорности и страха», отживших порядков и представлений, вызывают гневную реакцию со стороны Чацкого. Именно главный герой выражает в пьесе авторскую позицию: необходима непримиримая борьба с безнравственной жизненной философией «отцов».