Комедия «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале 19 в. между реакционерами-крепостниками, стремившимися во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй, и прогрессивным дворянством. Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» является основным двигателем в развитии действия комедии. Каковы же они, представители «века минувшего», носители идеологии отживающего мира? В комедии мир «отцов» представлен достаточно обширно. Ярчайшим его представителем является Фамусов – важный московский барин, чиновник, занимающий видную должность «управляющего в казенном месте». Знакомясь с его семейством, мы узнаем, что в доме Фамусовых живет некто Молчалин. Почему же хозяин так благоволит к этому, на первый взгляд, неприметному, «нечиновному» молодому человеку? Всматриваясь в образы Фамусова и Молчалина, можно сказать, что в них обоих есть что-то общее, возможно, Фамусов в молодости был подобен своему секретарю. Павел Афанасьевич «лепит» его по своему образу и подобию, и нужно сказать, ему это весьма удается. Одна из самых главных заповедей жизни Фамусова – карьера. Остальное же – приложится. Может, для ее достижения он усердствует на службе, «не щадя живота своего»? Грибоедов мастерски определяет бюрократическое отношение Фамусова к службе: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Предписано – так с плеч долой. А Молчалин присматривается, прислушивается, учится жить. Он давно для себя понял: главное – прислуживаться, угождать, лицемерить, пресмыкаться перед «сильными мира сего» (а для верности – и перед слабыми). Молчалин хорошо помнит заветы отца о том, что «перед собакой дворника» нужно «во избежание зла» угождать. И свою внутреннюю несвободу, духовную закрепощенность он возводит в ранг необходимости: «Ведь надо ж зависеть от других». Осознанное рабство – что может быть омерзительнее? Зачем? Молчалин знает ответ. Иначе он не смог бы достигнуть того, чего уже достиг: начальством обласкан, в «свет» вхож… и это только начало. Есть у Молчалина два качества, на которые он сильно надеется в жизни. Это «умеренность и аккуратность». На мой взгляд, быть умеренным и аккуратным неплохо. Есть же мудрая пословица «Всего должно быть в меру», а аккуратность в человеке говорит о его внутренней дисциплине. Но Молчалин вкладывает в эти понятия нечто другое: продуманность, соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Тонко и четко выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это подчинение всего и вся: людей и обстоятельств, слов и дел, крупных событий и бытовых мелочей – медленному, но неуклонному движению вперед, к поставленной цели. И еще одно усвоил молодой секретарь: служить не делу, а лицам, как это делает Фамусов. Следуя этому закону, служба – это источник чинов, наград, доходов. Идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался в перегиб», «отважно жертвовал затылком». Эта дорожка – низкопоклонство перед начальством – выведет куда надо. Цепочка Максим Петрович – Фамусов –Молчалин продолжается, а за ними последуют другие «звенья»: таких, как молодой карьерист Молчалин продолжается, а за ними последуют другие «звенья»: таких, как молодой карьерист Молчалин, а в фамусовском обществе хоть пруд пруди. Знаменитый монолог Фамусова: «Вот то-то, все вы гордецы!» был произнесен в адрес Чацкого, но тот оказался неблагодарным слушателем. Но можно представить, с каким благоговением выслушал бы его Молчалин! Уж он-то неукоснительно учится, на «старших глядя». Вот поэтому и состоит в секретарях при Фамусове, хоть «не свой», а «деловой». Какими же таким делами прославился Молчалин? За что имеет три награжденья? Да за то, что сумел вовремя перед начальством спину согнуть, всегда благообразен, скромен, вежлив. Такому и в голову не придет «вольнодумничать», ведь начальство этого не любит. Фамусов с ненавистью и злобой объясняет причины «вольностей»: Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Ему в унисон подпевает Молчалин: «…не должно сметь свое суждение иметь…» И всегда-то Молчалин рядом со своим начальником, старается угадать его желания. Угодно Фамусову выдать дочь замуж – так чем же он не жених? Уж кто-кто, а Молчалин будет достойным мужем Софьи. Правда, отец пока не решил, кого осчастливит этим браком, но «перспективный» жених уж постарается, уж так притворится, что любит свою избранницу! И здесь он добился успеха: Софья влюблена в него нешуточно. Да, прав был Гоголь, написав, что Молчалин «тихомолком пробирается в люди». Вот это «тихомолком» - вся сущность молодого карьериста с его мелким, низменным умом. Низменность-то и подвела Молчалина. Да, забылся он слегка, разрушилась лестница к чинам и знатности, с таким трудом сооруженная. И за это жестоко поплатился Молчалин. Честно говоря, я не думаю, что Фамусов прогнал бы его, ведь Молчалин стал слишком необходим, более того, такие, как он – своего рода громоотводы, покорные «мальчики для битья». Такие «бессловесные», «бесхребетные» - прямое порождение фамусовского общества, они представляют собой связующее звено в поколении «отцов». Убрать это звено – разрушить вековые устои, уничтожить «век минувший».