(образ родины в лирике С. Есенина)


Образ России возникает в произведениях многих поэтов серебряного века — А. Блока, А. Белого, А. Ахматовой, М. Цветаевой. Говорить о России в это трудное время значило не только любоваться красотой ее природы, не только заверять читателя в любви к родине, но и задумываться о ее исторических судьбах, болеть всеми ее болями, ощущать все ее проблемы как свои личные. В полной мере это относится к лирике С. Есенина.

Самое глубокое и сильное чувство, самую глубокую и сильную привязанность С. Есенин испытывал к родине. Родина была для поэта второй матерью. Его любовь была горячей, почти фанатичной, очень болезненной. Поэт любил эту землю, он не хотел другой. На этой земле и для нее он родился. Людям этой земли он дарил свои стихи. Он любил так, как мог любить только поэт, — нежно, страстно и больно:


Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.


Он тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси. Эти переживания отразились в скорбных и гневных строках. Где бы ни находился поэт, чем бы он ни занимался, мысль о России никогда не покидала его.


Оловом светится лужная голь...

Грустная песня, ты — русская боль.


Поэт знал, что жизнь крестьян часто не устроена и безрадостна, что их судьба тяжела. И от этого уже в ранних стихах С. Есенина — боль, тревога, печаль, скорбь.


Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.


Всей душой, всем сердцем поэт с народом: и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы печали и скорби:


Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.


Суров, печален и правдив рассказ С. Есенина о родине во времена военных невзгод в поэме «Русь». Тревожная атмосфера надвигающейся беды ощущается уже в первых строках:


Потонула деревня в ухабинах.

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.


Война была для крестьянской Руси непоправимым бедствием. Рушились людские судьбы, неубранными стояли нивы, пылали города... «Война мне всю душу «изъела», — писал С. Есенин в «Анне Снегиной». С. Есенину хочется верить, что беда, может быть, обойдет отчий край стороной. Но беда пришла.


Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.


Такие строки родились в сердце человека, для которого война — непоправимое горе. В поэме ясно слышится голос народного гнева, и поэт разделяет этот гнев.

Но родную страну ждали новые испытания. Революцию С. Есенин принял с открытым сердцем, видя в ней прежде всего возможность обновления:


О Русь, взмахни крылами!

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.


Но обновление имеет и свою оборотную сторону, и поэт не может ее не видеть. Вновь любовь поэта смешивается с болью и тревогой. Больно ему, что меняется привычный уклад русской деревни, «что живых коней заменила стальная конница». Он печалится о Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое:


Только мне, как псаломщику, печалится о Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое:


Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.


Какая боль звучит в трагедийной песне поэта о невозвратной, обреченной на гибель деревне, какая тревога за будущее России!

Россия — единственная любовь С. Есенина. «Чувство родины — основное в моем творчестве, — писал он, — оно все, без не ничего. Женщина, дети, дом, друзья — все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего — ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы».