Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» явилась настоящим гимном стремлению к свободе, «пламенной страсти», самому романтическому герою:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть...

В образе главного героя поэт наиболее полно раскрыл самого себя, собственную душу, идеалы. В этом произведении соединилось все самое дорогое для человека — родной дом, семья, родина, свобода, жизнь, борьба.

В поэме Лермонтов представил безупречного героя, чью душу не разъедают противоречия и который в своем стремлении к свободе не пытается попирать чужое достоинство. Он отличается благородством побуждений, исключительной цельностью характера, нравственной чистотой. В отважном мальчике-дикаре поэт воплотил жажду тревог и битв, жажду бури, которая постоянно живет в человеческой душе, и в первую очередь, в душе самого автора. И не случайно он вводит образ монастыря-тюрьмы как воплощения всего что сковывает человеческую мысль, мешает свободному полету души, лишает права на жизнь и борьбу.

Не удовлетворяясь жизнью в заточении, герой решается на побег из монастыря, враждебного «закону сердца», и погружается в свободную стихию родной природы. Этот побег был подготовлен годами мучений и тоски. Давным-давно Мцыри решил бежать, чтобы отыскать свою родину, своих близких и родных:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Он не привык к плену, как ошибочно считали монахи, он не намерен отказываться от жизни. Просто он затаил свою тайну в душе, ведь монахам не дано понять стремлений свободолюбивого юноши. Вырвавшись из монастыря и окунувшись в свободный и живой мир, Мцыри понимает, что смысл человеческой жизни не смиренное существование, а постоянная борьба. Борьба за свободу, за раскрытие своей личности, за установление общности с близкими по духу. Он порывает с христианским учением о ничтожности земного существования. Герой готов отдать блаженство загробной жизни (которое сулили ему монахи за послушание) за обычные человеческие радости:

...за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...

Когда его спрашивают, что делал он за стенами монастыря, он отвечает: «Жил!» А на вопрос о том, что он видел, рисует красочную картину золотистого рассвета, радужных красок утра, свежести леса, зелени пронизанной солнцем листвы. Он наслаждается волшебными голосами природы, благоуханием земли, освеженной грозой, темнотой ночи в горах. Но больше всего его поражает и манит гроза, именно она ближе всего духу Мцыри:

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

Однако бегство героя превращается в движение по замкнутому кругу: весь его путь совершается в окрестностях монастыря. И обессиленный, умирающий, он снова оказывается за стенами своей тюрьмы. Умирая, он просит перенести его в цветущий сад со свежей травой, акациями, душистым воздухом, откуда видны скалистые заснеженные горы Кавказа, чтобы хотя бы после смерти обрести столь желаннные горы Кавказа, чтобы хотя бы после смерти обрести столь желанную свободу.

Весь трагизм положения героя заключен именно в том, что, восстав против незыблемых правил и авторитетов, убежав в край свободы, он все же не смог достичь этого края. Потому что его просто не было. И судьба Мцыри — это судьба, которая ждала любого свободолюбивого человека во времена Лермонтова.