С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина — в знании, другие — в вере. Есть те, кто утверждает, что истина — в чувствах людей. И каж¬дый из них будет по-своему прав. Нет четкого определения, что такое истина Каждый человек по-своему трансформирует это довольно абстрактное понятие.
Всегда, во все времена люди искали истину в слож¬ных и возвышенных вещах. На этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскры¬вается у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием Пила¬том дает очень простой ответ на такой сложный воп¬рос. На вопрос прокуратора «Что такое истина?» Иешуа говорит: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты мало¬душно помышляешь о смерти. ...Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, что¬бы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан». Вот она, истина Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а ви¬дит ее в простых и, на первый взгляд, обыденных ве¬щах. Для него просто необходимо жить истинной жизнью, это единственно возможное для него состо¬яние.
Создавая этот образ, Булгаков показал, что и доб¬ро, и милосердие, и любовь к людям являются след¬ствием истинной жизни, следствием честности с дру¬гими и с самим собой.
В сцене разговора Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух истин: вневременной, вечной истины Иешуа и «ершалаимской» истины Пилата Прокуратор пытается подтолкнуть арестанта ко лжи, не понимая его убеждений: «Отвечай! Го¬ворил?.. Или... не... говорил?». Лишь на мгновение он, казалось бы, постигает вечную истину Иешуа, но из¬гоняет ее, как видение. Пилят не принимает ее, а по¬тому и не проявляет милосердия к своему пленнику.
Ложная жизнь, не приемлющая истину, «во всей красе» представлена жителями Москвы.

Только два человека во всем городе не боятся противопоставить всеобщему вранью окружающих свою собственную честность — Маргарита и Иван Бездомный. После¬дний сумел не только признать ужасными собствен¬ные стихи, но и отказаться, навсегда отказаться от их написания. Оба эти героя, однако, не выдерживают «сражения» с ложной жизнью. В эпилоге Иван Без¬домный уже «знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вы¬лечился». Однако истина не покидает его совершен¬но, как платок к Фриде, она постоянно возвращается к нему. И Маргарита также терпит поражение в го¬роде, а истину вместе с Мастером находит уже в веч¬ности.
В романе «Мастер и Маргарита» изображена ис¬тинная жизнь и жизнь ложная. Как в свое время Тол¬стой, Булгаков противопоставляет друг другу эти две жизни. В эпилоге он показывает жизнь города, кото¬рая как бы замыкается в круг. Город утратил все ду¬ховное и талантливое, ушедшее из него вместе с Мас-тером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с Маргаритой. Он утратил все истин¬ное, что было. Наконец, из него ушел далее Воланд со своей свитой, который, как это ни странно, также является героем истинной жизни, ведь именно он разоблачает ложь и притворство жителей Москвы. Что же в результате остается в городе? Люди, живу¬щие обыденной, лишенной каких-либо чувств, неис¬тинной жизнью. Людишки, обреченные на общение только с материальной стороной жизни...
Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, за¬висит то, что он обретет после смерти. Это тоже ис¬тина, которую Булгаков раскрывает на примере всех героев «Мастера и Маргариты». Вспомним, что гово¬рит на балу Воланд: «Вы всегда были горячим пропо-ведником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. ...Ваша теория и солидна, и остро-умна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой.Да сбудется же это!».