Во второй половине 60-х годов XX столетия общее внимание читателей стала привлекать лирика Николая Рубцова, хотя его поэтическая деятельность началась значительно раньше. В его поэзии выразилось обострившееся в те годы пристальное внимание к многовековой истории России, к развитию ее самобытности, ее духовных богатств. Основные темы поэзии Рубцова — это родина-Русь, ее природа и история, ее люди, их духовный мир, нравственные ценности, красота и любовь. Конечно, правы те, кто отмечал, что его творчество не сводится только к понятиям «тихой лирики», «деревенской» поэзии, но сельская природа и быт всегда были особенно притягательными для поэта.

Уже в его ранних стихах («Деревенские ночи», 1953), проникнутых лирико-романтическим настроением, выступают основные образы его творчества:

Ветер под окошечками, тихий, как мечтание,

А за огородами в сумерках полей

Крики перепелок, ранних звезд мерцание,

Ржание стреноженных молодых коней.

В критической литературе часто подчеркивают важность у Рубцова стихии ветра, света. Его стихи пронизаны движением, порывом, вихрем. В них ощущается романтическая поэтизация:

И весь в светящемся снегу,

Лось замирает на бегу

На отдаленном берегу.

Как шумно — с надеждой и свистом —

Помчались мои поезда!

Удивительным образом в его стихотворениях переплетаются романтика и реальность, поэзия и проза; картины возвышенные, просветленные и обыденные, мрачные: «Помню, луна смотрела в окно. Роса блестела на ветке... Помню дождь и грязь во дворе, Вечер темный, беззвездный...». Но чаще всего на смену тревожным нотам приходит успокоение. И тогда обращение к родной природе вызывает поэтическую, возвышенную картину мира:

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!

При создании и передаче такого умиротворенного, романтического настроения автор особую роль отводит эпитетам:

Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!

Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы

Старинной короной своих восходящий лучей!..

В образной системе Н. Рубцова важную роль играет также поэтическая символика. Например, одним из самых содержательных символов стала «звезда полей», давшая название стихотворению и книге поэта. В первой строфе перед нами возникает конкретный образ:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановилась, смотрит в полынью...

Затем этот образ расширяется:

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

А в заключительной строфе раскрывается новое психологическое содержание:

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

Символика питает и многие другие стихотворения Н. Рубцова:

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг — везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...

Во всем этом поэт видит и раскрывает особую, таинственную глубиную глубину.

Читая стихотворения Н. Рубцова, нельзя не отметить, что картины природы представляют удивительное соответствие душевному состоянию лирического героя. Например, в стихотворении «Ночь на Родине» эта параллель дана в виде сравнения:

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром.

В элегии «У размытой дороги»: детали пейзажа служат для передачи душевного состояния героя: «Плачет звезда холодея, над крышей сарая...». В других стихах связь между человеком и природой еще более непосредственная. В них слиты воедино родина, деревня, мир, поле, небо, старина и сегодняшний день, все направлено на возвышение и возвеличивание земной красоты.

Сегодня невозможно представить себе лирическую поэзию без стихотворений Н. Рубцова, который по-настоящему любил свою родину и ей посвятил свои лучшие песни и лучшие минуты своего поэтического вдохновения.