"Горе от ума" А. С. Грибоедова и "Евгений Онегин" А. С. Пушкина - произведения, посвященные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллигенции о народе, который поднялся на вершину славы и могущества, освободив Европу от тирании Наполеона, но остался по-прежнему бесправным, темным. Главные герои этих произведений Чацкий и Онегин - представители передовой дворянской интеллигенции. Авторы рассматривают их
характеры, судьбы в неразрывной связи со временем, с общественным движением.
Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин - сын "промотавшегося" дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья. ирония слышится в его вопросе :Что нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле?
Пушкин, говоря о воспитании Онегина, справедливо замечает:
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь.
Чацкого и Онегина еще более сближает их отношение к обществу, к "свету". Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в деревню. Но и здесь его ждет "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Его привычки, поведение, "души
тоскующая лень" вызывают у соседей недоумение и недовольство.
Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме ее отца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве "вчера был бал, а завтра будет два". Молодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления. Чацкий надолго уезжает из столицы. "Хотел объехать целый свет", - говорит он о себе. Онегин, живя в деревне, тоже почувствовал свою никчемность, свою бесполезность, неспособность быть другом (отношения с Ленским), любить (отношения с Татьяной). "Им овладело беспокойство, охота к перемене мест".
"Перемена мест", наблюдения, раздумья, вызванные этим, не проходят для героев бесследно. Пушкин называет своего Онегина, возвращающегося из путешествия, "очень охлажденным и тем, что видел, насыщенным". Таким образом окончательно складываются мировоззрения Чацкого и Онегина. Это уже не юнцы,
а взрослые люди, с богатым жизненным опытом за плечами. И вот теперь начинают сказываться коренные различия этих литературных типов. Онегин видит пустоту окружающей жизни, праздное барство, ложь и фальшь, царящие вокруг, но он и не думает активно с ними бороться. Он слишком воспитан, слишком хладнокровен, чтобы произносить в гостиных Петербурга обвинительные речи перед толпой хохочущих глупцов. Его протест выражается в другом. Он всем своим обликом являет молчаливый укор. Пушкин так описывает Онегина:
Но кто это в толпе избранной Стоит безмолвный и туманный?.. Мелькают лица перед ним, Как ряд докучных привидений.
Совсем иначе ведет себя Чацкий. Он легко раздражается, личная драма делает его особенно раздражается, личная драма делает его особенно уязвимым. Появившись на балу у Фамусова, он устраивает, по выражению И. А. Гончарова, такую "кутерьму", что его принимают за сумасшедшего. В его действиях нет
холодного расчета, эгоизма, которые свойственны Онегину.
Оружие Чацкого - карающее слово. Он требует "службы делу". Он тяготится среди пустой праздной толпы "мучителей, зловещих старух, вздорных стариков". Чацкий требует места и свободы своему веку. Он возвещает, что на смену "веку минувшему" идет новый, несущий идеал "свободной жизни".
Гончаров в статье "Мильон терзаний" говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы неизменно будут возникать в переломную эпоху. Онегины - "лишние" в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отмечает прозорливость и "резкий, охлажденный ум".
Чацкие продолжают, развивают начатое "лишними" людьми, они не только молчаливо осуждают, презирают. Чацкие открыто ненавидят, обличают, высмеивают.
"Чацкий - искренний и горячий деятель", - говорит И.А. Гончаров