Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Каждый герой
пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих
героев столь же сложными, как сложны реальные люди.
Чацкий и Молчалин. Кто они такие? Это два героя бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума»? Современники Пушкина,
ровесники декабристов, представители одного поколения. По воле судьбы встречаются они в доме Фамусова, невольно
становятся соперниками.
Молчалин – секретарь Фамусова – человек не знатного рода. Это тип чиновника – карьериста. Он изо всех сил старается
выдвинуться по службе, не брезгуя ни лестью, ни низкопоклонством. Цель его жизни – блестящая карьера, чины, богатство.
Он стремится «и награждения брать, и весело пожить». Как это похоже на некоторых наших современников, которые ради денег
и положения способны забыть про истинные человеческие ценности, которые считают, что все можно купить и продать, а
святые чувства не для них.
Совсем другой Чацкий. По своему происхождению и общественному положению. Он принадлежит к дворянскому классу, но как
далек от них он по духу! Нравы фамусовского общества рано вызвали в Чацком скуку и отвращение. Герой стремится к
независимому положению в обществе. Некоторое время он прожил в Петербурге, служил в коллекции иностранных дел, но не
поладил с начальством, так как ему «прислуживаться тошно». Позже уехал за границу. Странствия по чужим краям обогатили
его, но не сделали поклонником всего иностранного.
По возвращении Чацкий вновь появляется в доме Фамусова, куда привела его любовь к Софье. Он видит, что в обществе
по-прежнему господствует пустота и пошлость. По мнению Чацкого, крепостное право – наибольшее зло в России, оно дает
возможность грабить крестьян, проводить время в пирах, торговать людьми, как скотом. Такое устройство общества вызывает
глубокое негодование Чацкого, которое он не может скрыть от других людей.
Молчалин же наоборот старается угождать всем нужным людям, а нужными для него являются как раз те, которые вызывают
гнев Чацкого. Молчалин находит покровительство у знатной барыни Хлестовой, умеет ей вовремя услужить, надеется, что
протекция знатной старухи поможет выйти ему в люди. В доме Фамусова Молчалин ведет себя скромно, почтительно. Фамусов
называет его деловым человеком. Но деловитость его чисто формальная, все для той же цели – ради личного успеха в жизни.
И в этом он преуспевает:
С тех пор, как числюсь по архивам,
Три награжденья получил, - хвастливо заявляет он.
В противовес этому Чацкий считает, что каждый считает, что каждый должен служить «делу, а не лицам», указывает на то,
что человека нужно ценить прежде всего за общественные заслуги.
Жизнь же учит Чацкого другому. Иронизируя над умственной ограниченностью Молчалина; он говорит, что тот «дойдет до
степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Глубоко возмутила Чацкого сценка, которую он наблюдал в доме
Фамусова: «Французик из Бордо», окруженный толпой гостей, рассказывает, с каким ужасом он собирался в Россию, нка, которую он наблюдал в доме
Фамусова: «Французик из Бордо», окруженный толпой гостей, рассказывает, с каким ужасом он собирался в Россию, но,
приехав в Москву, почувствовал себя, как в своем отечестве. Чацкий призывает к укреплению русской культуры. Его волнуют
вопросы искусства, науки, воспитания, ведь воспитание в дворянских семьях не связано сродной почвой, оно поверхностно и
прививает молодому дворянскому поколению самые дурные понятия. Александр Андреевич – страстный защитник «века
нынешнего». Он осуждает «век минувший», т.е. век раболепия, покорности. Подчеркивая, что «подлейшие черты» еще живут в
сознании людей, поддерживающих существование порядка. Эти «черты» живут и в сознании Молчалина. Ведь взгляды, образ
жизни, порядки, законы «века минувшего» - это его законы, взг!
ляды и образ жизни. По возрасту он близок к Чацкому, а по духу к Фамусову и его гостям.
Низость его натуры ярко проявляется в его отношениях с Софьей; он притворяется влюбленным в нее только по тому, что это
может пригодиться ему для карьеры, обманывает ее, в минуты откровенности признается Лизе, что любит Софью «по
должности». Молчалин очень боится, как бы Фамусов, узнав о его тайных свиданиях с Софьей, не прогнал его. Уличенный в
подлости, он умоляет Софью о прощении не потому, что раскаивается в своей вине, а боясь гнева Фамусова.
Понять, насколько отлично друг от друга эти два героя комедии, нам помогает язык персонажей. И говорят они совсем
непохоже. Речь Чацкого образна, эмоциональна. Обличительная интонация звучит в его высказываниях.
Молчалин же выражается кратко, сдержанно, особенно в разговоре с теми, от кого зависит. Его речь – это речь лакея,
стремящегося стать вельможей. И очень горько осознавать, что ведь может он стать вельможей, может добиться своего. И что
идет он проторенным путем, каким шли десятки, сотни других людей до него, стремясь к своей цели. А Чацкий пока одинок,
общество его отвергает, много неприятностей он всем доставляет, он вынужден вновь уехать. Хочется верить, что наступит
время Чацкого, победит «век нынешний», восторжествует добро, свобода, честь.
Фамусовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не
случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно
случайно. Он «мастер услужить», найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, «идет прямым путем на
каторжные работы», то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-таки история доказала; что победа
останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.