И если он называется нигилистом, то следует
читать : революционером.
И.С.Тургенев.


Роман Ивана Сергеевича «Отцы и дети» вышел в свет в 1862 году. Он вошел в сокровищницу русской литературы. В романе нет
ни развязки, ни завязки, ни строго обдуманного плана; есть только типы и характеры, сцены и картины, и сквозь весь роман
сквозит личное отношение автора к явлениям жизни. Эти явления нам близки, в их мы как бы видим себя действующими лицами.
Тургеневу удалось запечатлеть в «Отцах и детях» остроту идейной борьбы между основными общественными силами России
конца пятидесятых годов девятнадцатого века. С одной стороны, либералы-дворяне(Павел Петрович, Николай Петрович и
Аркадий Кирсановы), с другой – демократ – разночинец Евгений базаров, представитель той новой нарождающейся силы,
которой суждено было вскоре сыграть огромную политическую роль в общественном развитии России.
Тургенев наделил своего героя материалистическим воззрением, огромной силой воли, любовью к точным наукам, уважением к
труду, показал его ненависть к посности и рутине. Все эти положительные черты Базарова писатель взял из реальной жизни.
Евгений высказывает в романе мысли об устройстве общества, критикует суеверия и предрассудки, рабскую покорность
народа. Это все дает основание говорить о подлинном демократизме Базарова.
Однако тургеневский герой не остается таким на протяжении всего романа.
Писатель во второй половине «Отцов и детей» изменяет облик Базарова, лишает его веры в народ, в будущее России, то есть
делает его непохожим на подлинных революционных демократов.
Тургенев был умеренным либералом, он не мог возлагать надежды на революционеров – демократов. Он их воспринимал как
большую силу и считал, что они очень скоро сойдут с исторической арены и уступят место новым общественным силам. Поэтому
революционеры-демократы казались писателю трагическими одиночками. Он сделал Базарова трагическим героем и заставил его
умереть от случайного пореза пальца.
Тургенева его герой привлекает страстным желанием бороться против невежества и суеверия, за подлинную науку,
построенную на эксперименте.
Поэтому, создавая образ демократа-разночинца, он обратил внимание и на такие его реальные и характерную черты, как
увлечение естественными науками.
Базаров ратует за прикладную науку, за конкретные ремесла, которые могли бы быть усвоены народом, он любит свою
профессию, не знает другой жизни, кроме бездомной, трудовой, иногда дико – разгульной жизни бедного студента.
Ненавистниками Базарова являются такие люди, которые обращают внимание на мешковатость, резкость Евгения, и эти черты
ставят в укор общему типу. Таким людям можно напомнить слова из стихотворения А.С. Пушкина: «Быть можно дельным
человеком и думать о красе ногтей».Эти слова говорят о том, что можно быть крайним материалистом и в то же время
заботиться о своём туалете, быть любезным собеседником.
В романе Тургенев придает большое значение любовной интриге. Он проверяет своего героя в любви, в отношении к женщине.
Завязке взаимоотношений Базарова и Одинцовой предшествуют сцены, очень важные для выяснения характера героя:
столкновение героя с его главным антагонистом Павлом Петровичем, с Кукшиной и Ситниковым. Базаров – человек острого и
сильного ума, незаурядная, крепкая, волевая, честная натура. Его ненависть и любовь искренни и глубоки. Когда пришла к
нему тяжелая и сильная страсть, он сумел одержать над ней победу, и оказался выше и человечнее той женщины, для которой
дороже «спокойствие».
Из таких людей, как Базаров при известных обстоятельствах вырабатываются великие исторические деятели, такие люди долго
остаются сильными и годными на всякую работу, они всегда готовы променять одну сферу деятельности на другую, более
занимательную и широкую. Их жизнь связана с жизнью окружающего мира. Они занимаются полезной наукой для того, чтобы дать
работу своему мозгу или для того, чтобы выпить из нее непосредственную пользу для себя и для других. Базаров – человек
дела, жизни, он обладает большой силой, самостоятельностью. Энергией. Он умирает… Но его смерть – случайность. И даже в
минуты смерти Евгений Базаров остается верен своим убеждениям, своим идеалам. Ему хочется жить, жаль прощаться с
самосознанием, со своей личностью, но эта боль расставания с молодою жизнью выражается не в мягкой грусти, а в
презрительном отношении к себе, как к бессильному существу, и к этой грубой, нелепой случайности, которая смяла и
задавила его. Любовь к женщине, сыновья любовь к отцу и!
матери сливается с любовью в сознании умирающего к Родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной
загадкой для Базарова.
Писарев сказал о Базарове: «умереть так, как умер Базаров, всё равно, что совершить великий подвиг».
Евгений Базаров отрицал музыку и поэзию, но современных читателей привлекает в нем то, что он был верен народу,
принципиален, любил трудиться, овладевал точными науками, был верен своим идеалам, убеждениям, был мужественным перед
смертью.